Сегодня, на фоне происходящего в РФ и в мире, опубликую статью психолога Максима Власова о таком явлении как Пропаганда. Тема несколько отвлечённая от финансовой грамотности, но так или иначе влияющая на восприятие человеком мира и ценностей которые есть у него и какие ему диктует пропаганда.

«Люди ведут себя так, как их выдресировали, какие новости для них выбрали, как их отвлекают от того, о чём они не должны слышать.»

Жак Фреско

Вряд ли мы с вами можем найти такое общество, в котором не было бы совершенно никакой пропаганды, проводимой заинтересованными лицами с целью формирования у большинства людей в этом обществе необходимых взглядов на те или иные вещи. Чаще всего речь идет о политической и идеологической пропаганде, причем каждая из них часто зависит от другой, политика строится на каких-то идеях, а идеи могут реализовываться с помощью политики. При этом пропаганда, учитывая ее суть, требует немалых средств для ее успешного проведения. Многие люди, судя по их объяснению собственных решений, которые, как им кажется, они принимают, исходя из собственного мнения о чем-либо и собственных интересов, недооценивают силу пропаганды, ее влияние на себя и свою зависимость от нее. Потому что часто оказывается, что именно она вынуждает таких людей принимать какие-то решения, многие из которых частично или полностью не отвечают их интересам. Но они этого не понимают. Поэтому, в этой статье мы с вами обсудим суть пропаганды и ее роль в нашей жизни, чтобы у вас было полное понимание того, как она может на вас влиять и что вы можете сделать, чтобы защититься от ее вредного воздействия на вас.

Что такое пропаганда

Что же, давайте вначале с самим понятием разберемся. Пропаганда – это популяризация и распространение в обществе различных идей, знаний, информации с целью формирования у людей определенных взглядов, нужного мнения и представлений о чем-либо. Если говорить еще проще, то пропагандой является многократное повторение какой-то информации с целью ее укоренения в умах большинства людей. Информация может быть любой, лишь бы она легко воспринималась людьми, чтобы им было проще ее принять. Для этого обычно пропаганда обращается к самым базовым инстинктам человека, а не к его разуму. Человек готов поверить в любую ложь, если она очень часто повторяется и он ее очень хорошо понимает. Как говорил Йозеф Геббельс: «Ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой».

Кому и зачем это нужно? Пропаганда позволяет взять под определенный контроль поведение людей, которое во многом зависит от того, о чем и как они думают, каких убеждений придерживаются, каким идеям следуют. Можно сказать, что убедив в чем-то людей, можно обрести над ними некоторую власть, потому что люди будут подчиняться укоренившимся в их головах идеям, а значит и тому человеку, той группе людей, от которых эти идеи исходят. Наши мысли влияют на наши поступки, а пропаганда влияет на наши мысли. Поэтому, можно сказать, что пропаганда – это один из способов управления людьми с помощью информации, а говоря еще точнее – это управление людьми через их мысли, посредством информационного воздействия на их примитивную животную сущность.

Какой должна быть пропаганда

Давайте посмотрим, какой должна быть пропаганда, чтобы отличаться от прочих способов донесения до людей какой-либо информации. Главной особенностью пропаганды является простое, понятное, преимущественно эмоциональное и многократно повторяемое сообщение, которое необходимо внушить людям. Простота, понятность, многократное повторение, к этому еще можно добавить широкий диапазон и массовость воздействия, вот какой должна быть пропаганда, чтобы быть эффективной, и чтобы называться пропагандой. И эмоции, конечно, ей нужнее, чем какие-то рассуждения. Думать люди не любят, а испытывать чувства они любят, потому что это очень легко.

Чем легче воспринять и понять сообщение, идею, тем большему числу людей оно, она будет доступна. А чем чаще такое сообщение, такую идею будут повторять, тем выше вероятность, что оно, она повлияет на подавляющее большинство людей. Кто-то во многом сознательно примет это сообщение, эту идею, кто-то преимущественно на уровне подсознания, но итог будет одинаковым для всех случаев – люди будут считать правдой то, что им внушила пропаганда. Что она, по сути, впихнула им в голову. В пропаганде должно быть много сильных эмоций, чтобы она лучше запомнилась и закрепилась в подсознании, благодаря своей яркости. Все эмоциональное люди помнят лучше, чем логичное. Но тем не менее, очень важно понимать, что пропаганда, это не всегда эмоции и внушение, когда информацию стараются протолкнуть в подсознание, минуя сознание. В пропаганде может и должна быть логика, которая обращается к сознанию, к интеллекту человека, а не только к его чувствам. Только это должна быть простая, понятная и очень стройная логика, я бы даже сказал, что это должна быть уверенная логика, в которой не должно быть недосказанности, сомнений, предположений, допущений. Из А вытекает Б и точка. Даже не очень умным людям, какое-то объяснение причины и следствия все-таки нужно, чтобы больше доверять сообщению. Поэтому оно должно быть, но не слишком заумным и сложным. Иначе оно будет отвергнуто не мыслящими людьми.

Пропаганда должна быть похожа на истину, которая всегда и везде остается неизменной, то есть, это такая информация, которая говорит о неизменных и абсолютных законах. Черное – это черное, а белое – это белое. Никаких промежуточных цветов, никаких относительностей, все вечное и определенное. Люди любят определенность, ясность, постоянство мысли, неизменность идей, они не хотят менять свое мнение в зависимости от обстоятельств, им нужны такие знания, которые можно носить в себе всю жизнь. Поэтому-то та же религия не меняется веками, несмотря на открытые наукой истины, опровергающие какие-то ее догмы. Потому что религия держится на вере, а не на логике, а вера не может менять свои ориентиры, ей требуется постоянство, чтобы верящий человек чувствовал душевный комфорт. И пропаганда также должна отвечать этому требованию – она должна быть постоянной, чтобы люди ее охотно приняли. Пусть она будет ошибочной в чем-то, пусть будет говорить о вещах, которые трудно доказать, лишь бы она подносилась с полной уверенностью в том, что это истина. И простая логика пропаганды, которую можно объяснить на пальцах, должна доказывать ее истинность. Во всех проблемах в нашем обществе виноваты внешние враги. Ну и еще предатели. И все, никаких рассуждений по этому поводу, никакой конкретизации. Конечно, эмоций в пропаганде должно быть больше, но и логика обязательно должна присутствовать. Пропаганда не может просто называть что-то белым, а что-то черным, она должна давать лаконичное объяснение, почему белое – это белое, а черное – это черное. Давайте рассмотрим логику пропаганды более подробно.

Логика пропаганды

В пропаганде нет никакой сильной, глубокой логики, каких-то сложных в понимании аргументов, длинных объяснений чего-либо и их не должно в ней быть ни в коем случае, они ей только вредят. Пропаганда рассчитана на всех или по крайней мере на подавляющее большинство людей, поэтому она должна быть понятна даже малообразованным людям, имеющим маленький словарный запас и упрощенную логику. Люди поумнее тоже охотно поддаются воздействию пропаганды, даже если видят в ней какие-то нелогичные и спорные моменты, и весь ее примитивизм. Потому что поддаться информационному влиянию всегда проще, чем противостоять ему. Быть с большинством легче, чем сохранить свое независимое мнение, каким бы правильным оно не было. Если оно отлично от мнения большинства, с ним труднее жить. Для этого ведь не только ум нужен, но и смелость, уверенность в себе, чтобы стоять на своем, отвергая мнение большинства. Но даже если умный человек и готов противостоять мнению общества, ему это не всегда нужно делать. В своем поведении он должен исходить из своих личных интересов, поддаваясь пропаганде или делая вид, что он ей поддается, а не бороться за какую-то правду, которая никому не нужна, а потому ничего ему не даст, если он будет ее отстаивать.

Но не это для нас сейчас важно. Для нас важно понять, что логика пропаганды должна основываться на простых и общеизвестных фактах, чтобы быть воспринятой всеми. Ведь логика что делает, она связывает разные вещи между собой – причину и следствие, предмет и его свойства. Она различные факты связывает между собой, позволяя увидеть целую картину произошедших событий, то есть, логика объясняет различные закономерности. Но люди не смогут в своей голове связать такие вещи, о которых они не имеют никакого представления. Если они чего-то не знают, они не могут об этом размышлять. Например, вы не сможете связать между собой половой акт и рождение детей, если вам не объясняли, как именно появляются дети, какие процессы к этому приводят, как проходит оплодотворение яйцеклетки и прочее. Для вас половой акт и рождение детей будут совершенно разными вещами, если вы не знание о зависимости одного от другого. Поэтому, чтобы связать эти вещи, о них нужно знать. И если толпа чего-то не знает, ей труднее понять логику пропаганды, опирающуюся на неизвестные им закономерности.

А чтобы люди что-то узнали, их этому надо научить. Но тогда речь уже будет идти не о пропаганде, которая должна приклеиваться к человеку, как банный лист к пятой точке, а об образовании, обучении, для которого учащимся нужно принимать волевые усилия, чтобы узнать новое. А у нас ведь речь идет о пропаганде, значит те, на кого она распространяется, не должны напрягать свой мозг, они должны легко принимать то, что им говорят, пишут, показывают. Значит надо исходить из того, что люди уже знают о чем-то и на этом строить логику своей пропаганды. Следовательно, если пропагандист скажет вам, что незащищенный секс приводит к рождению детей, которых вы можете не желать иметь, вы, не обладая нужными знаниями в этой области, не поймете, как одно связано с другим. При этом вы, конечно, не станете себе это непонимание объяснять тем, что вы чего-то не знаете, ваше эго будет этому противиться, оно же всегда внушает вам, что вы очень умны. Поэтому, вы скорее подумаете и скажете себе, что человек, который вам все это говорит, какую-то чушь несет, он какой-то глупый и его идеи дурацкие, лучше его не слушать, лучше пойти и послушать, либо почитать того, кто говорит о более понятных вещах. В итоге пропагандист не добьется своей цели, он не убедит ни в чем тех людей, которые не понимают его логику. А вот если он скажет необразованной толпе, что рождение детей – это Божья воля, им будет проще это принять. А половой акт – это вообще грех!

Вот потому в пропаганде и надо строить логику на общеизвестных фактах, чтобы люди понимали, о каких связях идет речь. Скажем, все мы знаем, что Земля круглая, ну, вроде бы все это знают. Вот значит на этом утверждении можно строить свою логику. Дважды два четыре – это уже могут не все знать, но все же большинству людей это известно. Эту логику тоже можно использовать в своей пропаганде. Все богатые люди – воры и жадины, разбогатевшие за счет обмана и ограбления других? Сильное утверждение, независимо от его правдивости. Все небогатые люди, даже если и понимают, что это не всегда и не совсем так, все же любят с таким утверждением соглашаться. Стало быть, распространяя свою пропаганду на таких людей, можно использовать это утверждение в своей речи, вписав его в нужный контекст, чтобы оно дополняло вашу логическую цепочку рассуждений. Люди любят яркие, агрессивные речи, в которых говорится о том, что во всех их проблемах виноват кто-то другой. И если этого другого наказать, то все проблемы решатся. Поэтому пропаганда всегда ищет козлов отпущения, этим она и интересна многим людям.

Вот такой должна быть пропаганда. Она должна опираться на связи, которые людям уже известны, как нерушимые истины, а уже к ним можно примешивать какие-то новые связи, которые вам нужно им внушить. Это может выглядеть примерно так: 1+1=2; 2+2=4; следовательно, 375+543=896! На самом деле в последнем случае число будет другим, а именно: 918, но кто будет его проверять, если речь будет идти не о математике, а о каких-то социальных явлениях, в которых сложно что-то проверить. С первыми двумя логическими утверждениями люди без вопросов согласятся, им эти истины известны. А третье утверждение примут на веру, как продолжающее предыдущую логику, а стало быть, тоже являющееся верным. Это просто я показал математический пример, чтобы вам было проще понять, на каких логических принципах строится пропаганда. Но подобным образом можно использовать любые утверждения, из любой области – экономической, политической, социальной, научной. Обычно такие комбинации правды и лжи в пропаганде сложнее, а точнее, в ней используются логические цепочки с большим количеством звеньев, часть из которых ложные, а часть истинные. В пропаганде простая и общеизвестная логика разбавляется новой, простой, но ложной логикой, в которую люди просто должны поверить, приняв ее вместе с известной им логикой. В сочетании с сильными эмоциями и при постоянном повторении такие ложные логические установки проходят на ура.

Посмотрите, как легко люди верят политической пропаганде, которая, к примеру, рисует им врага в лице какого-то народа, с которым у этих людей никогда никаких проблем не было, но теперь они враги. Или экономическая пропаганда внушает людям, что, к примеру, мясо нельзя есть, потому что оно вредно для здоровья или ГМО-продукты вредны, или пальмовое масло. Большинство людей даже не пытаются как-то изучить этот вопрос, чтобы понять, а так ли оно на самом деле или нам чего-то недоговаривают, что-то преувеличивают или искажают. Нет, зачем думать, они просто верят пропаганде, ну раз так об этом часто и много говорят, значит так оно и есть. Или, идеологическая пропаганда может внушать людям, что диктатура лучше демократии. Люди верят и поддерживают соответствующую идеологию. Таких примеров может быть много. Простая логика, сильные эмоции, многократное повторение сообщения и его массовое распространение, и люди поверят во что угодно, даже в то, что их самих не существует.

По материалам сайта Психология человека