В далёком 1989 году именно так звучал один из хитов зарождающейся поп-музыки, давая надежду населению на нечто новое, необычное и прекрасное в недалёком будущем. Но увы, через 35 лет новизна оказалась не такой прекрасной и необычной. Всё присущее капитализму, и описанное за сто лет назад, хлынуло в страну и до сих пор, в той или иной мере, преследует граждан. В том числе и множество мошенников всех мастей и рангов. Непрекращающаяся борьба за деньги граждан, с каждым годом, ужасает своими размерами. И на фоне этой борьбы появился ещё один «механизм» описывающий возврат денег потерпевшего от действий мошенника, но с оговорками, о которых рассказывается ниже. Насколько он будет эффективен покажет время, но глядя на количество принимаемых мер борьбы мошенниками и ежегодно возрастающими потерями денег, складывается впечатление, что необходимо, как и несколько десятилетий назад, внедрять в сознание граждан элементарные навыки защиты от мошенников.
Как пишет РБК: «Российские банки с 25 июля 2024 года начнут возвращать клиентам украденные мошенниками денежные средства по новой схеме. Они должны будут возместить средства в течение 30 дней после получения соответствующего заявления от клиента, но в случаях, установленных новым законом, вступающим в силу в этот день. Если банковский клиент (физическое лицо) зафиксировал кражу денежных средств, он должен сообщать об этом в банк. Затем банк отправителя должен проверить обращение и вернуть полную сумму украденных средств в течение 30 дней после получения заявления от клиента в следующих случаях:
-
если банк допустил перевод средств на мошеннический счет, который находится в специальной базе Банка России «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента». ЦБ собирает эту базу на основе данных, полученных от банков и других операторов платежных систем. В ней содержится информация о совершенных операциях, о плательщиках и получателях денежных средств. При этом кредитные организации нашли в этой базе данные легальных магазинов, в том числе федеральных и региональных розничных сетей, и предупредили ЦБ о вынужденной блокировке платежей в их адрес;
-
если банк не направил клиенту уведомление о совершении перевода, который был совершен без согласия клиента;
-
если клиент потерял карту или ею воспользовались без его согласия, то банк должен вернуть средства при условии, что клиент уведомил об этих фактах. Если же клиент не предупредил банк о потере контроля над картой, то банк может не возмещать средства. В этом случае также указан срок для возврата трансграничного перевода — 60 дней.
Банки также должны будут блокировать на два дня подозрительные операции и за это время связываться с клиентом, чтобы убедиться, что он проводит денежный перевод добровольно, а не под воздействием мошенников. Подозрительными операциями считаются те, которые совершаются на счет или устройство из базы ЦБ, если параметры денежного перевода нетипичны для клиента (например, объем отправляемых средств, место осуществления операции и так далее).
С 25 июля добавляются и новые признаки подозрительных переводов. Одним из таких факторов является информация от сотовых операторов о периодичных и продолжительных телефонных переговорах, а также об увеличении числа СМС перед отправкой перевода. Как объяснял представитель ЦБ, денежный перевод на счет из базы ЦБ будет блокироваться строго на два дня, даже если клиент подтвердил совершение операции. То есть банк сможет провести перевод только после истечения этого срока. Во всех остальных случаях банк обязан незамедлительно совершить перевод после получения его подтверждения от клиента.