«Большой брат» всё ближе и больше вторгается в жизнь обывателей и как обычно с благой целью «защиты граждан» от всякого рода мошенников. На этот раз скоринговые сервисы телефонных операторов вместе с банками будут реализовать методологию слежения за разговорами и СМС абонентов перед денежными переводами. Молчание перед переводами, пока, никак не оценивается, что выглядит подозрительным. При этом напомню, что мелкие буквы в договорах с банком надо читать вместе с большими, в том числе и при нажатии разных кнопок в личном кабинете онлайн-банка. Согласие на обработку и передачу Ваших данных при взаимодействии с БКИ и сотовыми операторами может быть «зашито» в любом действии, а не только получении «Кредитного потенциала» даже ради ознакомления с перспективами Вашего кредитования.

Как пишет РБК: Российские банки с 25 июля должны будут блокировать денежные переводы, если получили от сотовых операторов информацию о том, что перед совершением операции клиент получил подозрительные звонки или СМС-сообщения, что может свидетельствовать о попытке мошенников украсть денежные средства.

Как объяснил РБК представитель ЦБ, подозрительными могут быть продолжительные звонки или нетипичное для клиента увеличение числа сообщений с нового адреса. Однако такие меры не являются обязательными для всех банков и должны выполняться только теми кредитными организациями, которые заключили коммерческие договоры с сотовыми операторами об обмене данными.

«Для оценки характера телефонной активности клиента будет учитываться периодичность (частота) или продолжительность телефонных переговоров, которые ведет клиент при осуществлении перевода денежных средств. О подозрительных СМС будет свидетельствовать нетипичное для клиента банка увеличение количества сообщений, которые он получает с новых абонентских номеров или от новых адресатов», — сказал представитель ЦБ.

Он уточнил, что кредитная организация должна учитывать информацию от операторов при процедуре выявления мошеннических операций в том случае, если такой обмен предусмотрен в соглашении между оператором связи и банком. «Такая процедура относится к операционной деятельности банков, в которую Банк России не вмешивается», — подчеркнул представитель ЦБ.

11 июля ЦБ опубликовал приказ, в котором указал новые критерии мошеннических денежных переводов, которые должны учитывать банки для блокировки операций. Банки должны выявлять и приостанавливать денежные переводы в следующих случаях:

  • Если о признаках мошеннического перевода банку стало известно от сторонних организаций. «Например, это информация от операторов связи о том, что перед переводом денег зафиксированы нехарактерная для клиента телефонная активность или рост числа входящих СМС-сообщений с новых номеров, в том числе в мессенджерах», — говорится в сообщении ЦБ.
  • Если перевод совершается на счет, который ранее антифрод-системы банков признали как мошеннический, даже если информация о нем не содержится в специальной базе данных ЦБ о счетах злоумышленников.
  • Если против получателя денежных средств возбуждено уголовное дело. При этом информация в банк может поступать по любым каналам. «В частности, если клиент или другое заинтересованное лицо предоставят подтверждающий документ о возбуждении уголовного дела. В таком случае банк приостановит зачисление средств на счет», — говорится в сообщении Банка России.