В качестве «воскресного чтива» предлагаю Вашему вниманию 3-ю часть статьи психолога Максима Власова о выгоде. Ведь выгода является очень сильным мотиватором для свершения человеком тех или иных действий. И иногда эти действия не всегда разумные. Чтобы разобраться как думает и действует человек рекомендую к прочтению.
Расчет выгоды
Чтобы рассчитать свою выгоду, нужно постараться увидеть такие связи между своими действиями и какими-то полезными для вас результатами, которые другие люди не видят. Это не значит, что выгода не может быть общедоступной, но в большинстве случаев, то, что мы считаем выгодным, должно быть в какой-то степени и эксклюзивным. Потому что что-то очень хорошее не может быть доступным всем, иначе из выгодного оно превратится в норму. Скажем, узнали вы о том, где купить хлеб по выгодной цене, в два раза дешевле, чем обычно и пользуетесь этой возможностью – это будет выгода для вас. При условии, конечно, что прочие детали данного предложения не изменились, например, качество хлеба не ухудшилось. Если же такая цена на хлеб станет доступна всем, то пусть она и будет выглядеть выгодной, на фоне, скажем, средних зарплат или цен на другие товары, но из-за доступности такого предложения, его как-то сложно будет назвать выгодным. Такую выгоду и рассчитывать-то не нужно. Вот воздухом мы все дышим бесплатно, во всяком случае пока, можно тогда говорить о том, что это выгода для нас, которую мы каждый день получаем? Наверное, это все-таки норма для большинства из нас. Поэтому и я говорю об эксклюзивности.
Учитывая вышесказанное, можно сказать следующее: расчет выгоды заключается в том, чтобы постоянно искать особенные предложения и сравнивать их между собой, для отбора самого выгодного варианта. Иногда выгода сама находит человека, но это случается редко. В большинстве случаев ее нужно именно искать, выбирая такие варианты, такие предложения, которые полезнее и нужнее других. В этом поиске, и, следовательно, в таком расчете, вы опять-таки используете такие критерии, как энергозатраты, временные затраты и нужность для вас того, что вы хотите получить. Можно даже подумать о том, какое конкурентное преимущество вы получите перед другими людьми в тех или иных видах деятельности, областях жизни, благодаря обретению какого-то ресурса на определенных условиях. И это будет ваша выгода. Что-то выгодное должно давать вам больше пользы, чем другим. Поэтому, повторю, нужно видеть связи между тем, что вы делаете или можете сделать и тем, что можете благодаря этой деятельности получить. А чтобы это увидеть, вы можете изучить опыт других людей, чтобы понять, благодаря чему они получили какую-то выгоду. Это не единственный вариант увидеть способы получения какой-то выгоды, но самый простой и доступный. Чем больше примеров успешных/неуспешных сделок, связей, решений будет у вас в голове, тем легче вам будет качественно проанализировать разные ситуации, предложения, условия, возможности.
А вот чего точно не стоит делать, так это слепо соглашаться на якобы выгодные предложения со стороны других людей, которые таким образом могут пытаться получить выгоду за счет вас. Хорошее, конечно, в этой жизни предлагают, но редко и не всегда честно. Поэтому ищите скрытые мотивы в привлекательных предложениях других людей. Реклама – самый показательный пример таких, якобы очень выгодных предложений. Она, судя по ее посланиям, всегда предлагает что-то выгодное, а на деле, в большинстве случаев, сама извлекает выгоду из потребителей, продавая им ненужное и дорогое. Еще раз подчеркну, что я не утверждаю, что ничего выгодного вам никто никогда не предложит в этой жизни, и даже что реклама не может оповещать вас о каких-то выгодных для вас предложениях. Потому что это не всегда так. Выгода может быть везде. Сегодня маркетинг вообще работает по такому принципу, когда сначала человеку многое отдается бесплатно [куда уж выгоднее], и не абы что, а действительно что-то полезное, ценное, ну, например, программное обеспечение, а уже затем и что-то платное предлагается. И при этом не всегда за полезным бесплатным стоит что-то полезное платное. Но тем не менее, за выгодным предложением всегда скрываются чужие интересы, о которых надо знать, чтобы вопреки известной поговорке извлекать сыр из мышеловки и не попадаться. Что-то действительно полезное и потому выгодное просто так не предлагают. Ваш расчет выгоды должен строиться из вашего собственного анализа того или иного предложения, а не из чьей-то красивой презентации. Выгода – это не то, что висит на ветке перед носом, хотя и такое бывает, это то, что надо искать и добывать.
Еще один очень важный момент в расчете выгоды относится к осознанному восприятию человеком информации, связанной с какими-то предложениями, возможностями, условиями. Важно все бессознательные моменты в своем решении, с помощью которого вы намереваетесь что-то ценное получить на хороших условиях [получить выгоду] вывести на свет. Для этого необходимо сосредоточить на них свое внимание, все свои умственные ресурсы направить на обдумывание этих моментов. Чем больше вы будете думать о деталях своего решения или целого плана, тем больше в нем увидите, в том числе и недочетов, ошибок, заблуждений. Иногда все выглядит слишком хорошо, чтобы быть правдой, или слишком плохо, чтобы от этого не отказываться. Я призываю в хорошем всегда искать плохое, а в плохом хорошее, чтобы в одном случае не ошибиться в расчете своей выгоды, а другом не упустить ее. Образ вашего решения или образ вашего плана – должен быть полным. А полным он будет только тогда, когда вы в нем увидите и положительные, и отрицательные стороны. Не может быть что-то всегда только хорошим или плохим, во всем есть свои плюсы и минусы. И чтобы рассчитать свою выгоду, нужно оценивать и взвешивать и то, и другое. Вот для этого и надо выводить на сознательный уровень все детали вашего плана по получению выгоды, чтобы, скажем, все хорошее в нем не затмевало все плохое. Иначе, когда человек эмоционально возбужден от, скажем, очень хорошего на первый взгляд предложения, то не видит в нем негативных сторон и даже не хочет их видеть и думать о них. Но потом он узнает, что выгодное, оказалось не таким уж и выгодным. Так вот лучше узнать об этом заранее.
Важно помнить о том, что в большинстве случаев поведением людей управляют эмоции. В остальных случаях к ним добавляется разум, но сами эмоции все равно остаются, и они движут каждым из нас. Поэтому все, что вас побуждает к решениям и действиям основывается на эмоциях. Это не является проблемой для человека, проблемой является та крайность, в которую он впадает, находясь в эмоциональном состоянии. Он может или только хорошее видеть, находясь в хорошем настроении, или только плохое, будучи в плохом настроении. Если ему внушат мысль, что какое-то предложение является очень выгодным и он впадет в эйфорию, то тогда он перестанет воспринимать критически любые другие стороны этого предложения, которые вызывают сомнения в его выгодности. А если человеку внушат мысль, что что-то ценное и полезное на самом деле вредно, он даже несмотря на опровергающий эту мысль собственный опыт и опыт других хорошо знакомых ему людей может от этого ценного отказаться. Поэтому часто и нет никакого здравого смысла в таких ситуациях, когда человек просто не знает, чему ему верить, потому что ему не хватает информации для принятия достаточно обдуманного решения. Но зато в таких ситуациях может и должен быть баланс эмоций, чтобы в момент принятия решения, человек допускал мысль о том, что никакой стопроцентной гарантии правильности его решения не существует, что он все равно рискует, что-то выбирая и от чего-то отказываясь. Для этого к хорошим эмоциям нужно добавить плохие, подумав о плохом, а к плохим хорошие, подумав, соответственно, о хорошем. Тогда какой-то баланс эмоций будет достигнут. Расчет выгоды в таком случае окажется тем точнее, чем лучше человек сможет понимать свои риски, благодаря этому самому балансу эмоций.
Получение выгоды
Не всякую выгоду можно рассчитать, не всякая выгода нуждается в расчете, иногда ее достаточно просто получить, уже имея перед собой выгодное предложение. Но на это нужно решиться. Также не всякую просчитанную выгоду можно получить, ибо в стремлении к ней можно столкнуться с сопротивлением внешней среды и в особенности со стороны других людей, которые могут стремиться к тому же, к чему и вы. Поэтому надо быть готовым к борьбе и конкуренции.
Рассмотрим ситуации, когда получение выгоды связано с принятием человеком смелого решения, или, как еще говорят в таких случаях, когда ему нужно просто не тормозить. Предположим, вы хотите получить выгоду, например, от какой-то сделки, которую вы сами инициировали или вам ее кто-то предложил. От чего она зависит, эта выгода? От того, насколько полезным и нужным для вас будет то, что вы можете приобрести, правильно? Предложение уже есть, его надо только правильно оценить. Например, кому-то надо срочно что-то продать, а вы получаете возможность приобрести продаваемый этим кем-то товар по низкой цене, значительно ниже обычной. Казалось бы, если интересы совпадают, то какие проблемы, надо заключать сделку и каждый получит, что хочет. Но в том-то и дело, что они не всегда совпадают по мнению людей, столкнувшихся с такой ситуацией, поскольку они, люди, часто мыслят ситуативно и исходя из текущей ситуации могут думать, что им не нужен тот или иной товар. Но человеку именно сейчас он может быть не нужен, но потом этому товару можно будет найти применение. Однако он боится принять решение, потому что не знает, каким будет будущее и будет ли у него необходимость в товаре в среднесрочной или долгосрочной перспективе. Понимаете, что мешает получить выгоду? Страх. Люди хотят гарантий, они хотят быть уверены в правильности своего решения, не понимая, что выгода часто связана с риском и нужно быть достаточно смелым, чтобы на него идти.
Чего хочет человек, чтобы не бояться принять решение? Он хочет подтверждений правильности этого решения. Он хочет знать о том, как другие люди поступали в похожей ситуации и к чему их это привело. Это правильно, так действительно полезно проверять потенциальную пользу той или иной сделки или вероятность совершения ошибки. Об этом я писал выше. Но не всякую выгоду можно таким образом получить, поскольку выгода на то и выгода, что она, как я также писал выше, является эксклюзивным предложением. Можно сказать, что чем более эксклюзивным является предложение, тем более выгодным оно может быть. Может, хотя и не всегда является. Однако суть в том, что вам что-то доступно, какое-то предложение, которое позволяет вам получить что-то нужное и полезное, а другим нет и это ваша выгода. Поэтому в некоторых ситуациях без риска, без самостоятельных прогнозов на будущее, вы выгоду не получите. Нет у вашей ситуации аналогов или они вам не известны, так что вся ответственность за принимаемые в ней решения на вас. Вы в таких случаях имеете дело с неизвестностью, с которой или стоит связываться, или не стоит. Знал бы, как будет, поступил бы таким-то образом, – какой толк от такого сослагательного наклонения? Задним умом мы все сильны. А выгода требует, помимо прочего, умения делать грамотные прогнозы, которые позволят ее получить, не зная ничего о возможных последствиях.
Вывод: неумение и непонимание того, как можно применить тот или иной ресурс в будущем мешает получить выгоду от различных нестандартных и нераспространенных предложений. Это касается и людей. Допустим, сегодня вам какой-то человек неинтересен, потому что вы не видите в общении с ним никакой пользы для себя и делаете вывод, что вам невыгодно с ним дружить и поддерживать какую-то связь. А завтра он может многого добиться в жизни, в чем-то преуспеть и дружить с ним будет очень даже выгодно. А вот захочет ли он дружить с тем, кто когда-то смотрел на него свысока и знать его не хотел, сказать сложно. Выгода не всегда очевидна, поэтому и не всякий может ее получить. И поэтому она такая привлекательная.