Сегодня я решил опубликовать статью психолога Максима Власова о выгоде. Ведь выгода является очень сильным мотиватором для свершения человеком тех или иных действий. И иногда эти действия не всегда разумные. Чтобы разобраться как думает и действует человек рекомендую к прочтению.

Стремление к выгоде, как к одному из видов удовольствия, является для человека довольно сильным мотивирующим фактором. Он влияет на многие его решения и поступки, определяет жизненные цели и планы человека, сказывается на его удовлетворенности собой и своей жизнью. Потому с психологической точки зрения, данная тема является для нас достаточно интересной и важной. Интересна она прежде всего потому, что поняв, как человек понимает выгоду и какими способами к ней стремится, можно не только объяснить его поведение в различных ситуациях и просчитать его, но и нужным образом на него повлиять. А важна она преимущественно по той причине, что разбираясь в этом вопросе, мы можем сами предельно грамотно преследовать свои интересы и цели, избегая ненужных и глупых ошибок. Поэтому давайте рассмотрим в этой статье все, что связано с выгодой, под самыми разными углами, чтобы как следует разобраться в этой теме.

Что такое выгода

Дать определение выгоде на самом деле не просто. Прежде всего потому, что не всегда эту самую выгоду можно предельно точно просчитать. А значит и ориентироваться в этом вопросе надо не на общие понятия, на более конкретные. Давайте попробуем это сделать. Выгода – это что-то полезное, нужное для жизни. Это первое ее свойство. Также можно сказать, что выгода – это то, что человек может получить на особых условиях, например, потратив меньшее, чем обычно в таких ситуациях, количество времени и энергии или не потратив их вовсе. Или, когда вы получаете что-то нужное, ценное, полезное, на более привлекательных условиях, чем большинство других людей. Это у нас будет второе свойство выгоды. Еще нужно добавить, что выгода – это то, что вы можете получить в нужное вам время [дорога ложка к обеду]. Ведь то, что вам было нужно сегодня, в чем вы очень сильно нуждались, завтра вам может быть уже совершенно не нужно. Или то, что вам не нужно сейчас, может оказаться очень нужным потом. Или то, что вчера для вас было полезным, сегодня уже не приносит пользы. В общем, все полезное должно быть ко времени, к месту. Это мы сделаем с вами третьим свойством выгоды. И еще можно и нужно сказать, что применительно к некоторым случаям, выгода – это когда вы получаете больше, чем отдаете. Естественно, получаете что-то нужное, полезное для вас, в чем вы нуждаетесь, а не ерунду какую-нибудь. И чем меньше вы отдаете и больше получаете, тем выше ваша выгода. Это четвертое свойство выгоды. Ну и давайте добавим пятое. А им я считаю получение человеком чего-то такого, что может реально улучшить его жизнь, а не просто придать ей красивый оттенок. То есть, полезное, действительно должно быть полезным. Это когда мы какие-то жизненно важные ресурсы получаем или экономим их и благодаря этому реально меняем себя или свою жизнь в лучшую сторону.

К примеру, полезным, а, следовательно, и выгодным, я считаю, не купленную дешево дорогую вещь, а купленную дешево или по адекватной цене нужную вещь, даже необходимую. Адекватной в данном случае будет такая цена, которая позволит человеку расстаться с равнозначным по нужности ему количеством ресурсов, выраженных в деньгах или в чем-то еще, тому, что он приобретает. Иными словами, человек отдает что-то нужное ему ради другого чего-то нужного, в том количестве, которое по значимости и по затратам, как минимум, равноценно. А при особо удачном стечении обстоятельств, отданное им будет менее ценным и нужным для него, чем приобретенное. То есть, если он отдаст меньше, чем получит, это можно считать очень выгодной сделкой. Вот такое длинное, сложное, но зато достаточно точное определение выгоды я могу вам дать. Я бы сделал его покороче и попроще, но учитывая всю важность данного вопроса, нельзя подходить к нему упрощенно. Поэтому, отнеситесь к этому пожалуйста, с пониманием. Выгоду свою, друзья, нужно очень, очень хорошо понимать. Иначе вы не сможете ее грамотно преследовать.

Давайте дадим еще одному производному термину краткое определение. Выгодное – это значит нужное [необходимое] и при этом легко полученное. Под легко полученным я подразумеваю затрату меньшего количества ресурсов, в сравнении с приобретенными.

Более глубокое понимание выгоды

Чтобы получать выгоду, нужно хорошо понимать, что она из себя представляет в самых разных формах. Это понимание не должно быть поверхностным и основываться на одном-двух критериях. Нужно смотреть на разные стороны. Рассмотрим самые важные из них. Все мы знаем, что есть в этой жизни ресурсы, как материальные, так и нематериальные, которые полезны для человека. А что значит полезны? Это значит, что они позволяют нам удовлетворить какие-то свои потребности, преимущественно жизненно важные, необходимость в удовлетворении которых очевидна. В противном случае выгода может быть иллюзорной. И вот чтобы эти ресурсы получить, человеку, как правило, необходимо приложить какие-то усилия, прикладывая которые он тратит время и энергию [сжигает калории]. Время – это очень ценный ресурс, поэтому всегда надо помнить о том, что тратя его на что-то одно, вы в этот же момент не тратите его на что-то другое, потенциально более важное. Ну а энергия, калории, которые человек сжигает, когда что-то делает, это легко измеримый материальный ресурс. Мы все состоим из плоти и крови, поэтому наша работа отражается на состоянии нашего организма. Так вот, когда мы говорим о выгоде, мы исходим из этих двух основных ресурсов [время и энергия], которые можем сэкономить, стремясь что-то получить. Все прочие ресурсы, являются следствием затраты этих двух. Например, деньги, на которые мы можем что-то купить – это результат потраченного нами на их добычу времени и какого-то количества энергии.

Таким образом, чтобы понимать свою выгоду, важно в первую очередь понимать, какое количество времени и энергии было кем-то затрачено на создание того, что вы хотите получить, и какое количество энергии и времени потратили вы, чтобы это что-то ценное и полезное для вас получить. Логично будет утверждать, что если затраченные вами временные и энергетические ресурсы меньше аналогичных ресурсов, затраченных кем-то другим на создание того, что вы получаете, то можно уже начинать допускать вероятность того, что вы действительно имеете дело с чем-то выгодным для вас. Но, здесь еще важно учитывать нужность для вас того, что вы получаете, чтобы увеличить указанную вероятность. Ведь даже если на то, что вы получаете, было потрачено много времени и сил, то это не означает, что вы в этом нуждаетесь. Грубо говоря, не всякая сложная и дорогая вещь по низкой цене является выгодной. Например, вы можете купить устаревшую модель компьютера, в которую при ее создании было вложено много времени и сил нескольких человек. И получится, что энергии и времени они потратили в гораздо большем количестве, чем то время и та энергия, которые потратили вы на заработок денег, на которые покупаете эту модель. Но при этом, этот старый компьютер не будет выполнять нужных вам задач или будет делать это очень плохо, неэффективно. Тогда такую покупку выгодной не назовешь. Согласны?

Стало быть, нужно еще как-то оценить полезность и нужность того, что вы получаете, чтобы можно было говорить о выгоде. Время и энергия уже учтены. Сделать это можно путем соответствия стоящей перед вами задачи, тому ресурсу, который вы для ее решения хотите приобрести. Вернемся для этого к примеру с компьютером. Допустим, вы покупаете себе компьютер для решения каких-то определенных задач и ничего лишнего вам не нужно, никакие дополнительные бессмысленные навороты. Сразу встает вопрос: какие именно задачи вы собираетесь решать? Вы должны их определить, ничего не забыв и ничего лишнего к ним не прибавив, из числа тех самых ненужных наворотов. Затем вам надо подумать над тем, как долго вы будете эти задачи решать, прежде чем к ним добавятся новые задачи, требующие дополнительных вычислительных мощностей. Ведь вполне возможно, что в недалеком или далеком будущем вам уже не нужно будет решать именно эти задачи, у вас появятся какие-то другие задачи и технику имеет смысл брать с учетом этих будущих задач, чтобы она была для вас полезна в долгосрочной перспективе. Выглядит логично, не так ли? На самом деле нет. Ведь вполне возможно, что в будущем для решения этих будущих задач появится и более удобная и доступная техника. А вы будете переплачивать за такие параметры своего компьютера, которые могли бы в будущем приобрести на гораздо более выгодных условиях. Понимаете, какие расчеты тут нужно делать? Они не совсем конкретны и точны, ибо речь идет о будущем, в которое вы заглянуть не можете, но прогнозировать его надо, думая о своей выгоде здесь и сейчас.

Получается, что вам необходимо оценивать приобретаемый ресурс во временном контексте, чтобы быть уверенными в том, что он для вас выгоден, в какой-то определенной конфигурации. А есть еще сравнение, тоже очень важный процесс, без которого никак нельзя оценить свою выгоду. Вам нужно сравнить то, что вы хотите приобрести, тот же компьютер, а точнее, предложение, с помощью которого вы хотите его приобрести, с другими аналогичными предложениями. Если один человек предлагает вам его на одних условиях, то другой может предложить такой же компьютер на более выгодных условиях. А сколько таких других людей, с таким предложением может быть? И сколько вам понадобиться времени и сил, чтобы найти и сравнить эти предложения? Все это надо учитывать. А может быть даже и сам компьютер имеет смысл сравнить с другими устройствами, например, стационарный ПК имеет смысл сравнить с ноутбуком или планшетным компьютером. Может быть для ваших целей лучше подойдет другое устройство, не то, которое вы планировали приобрести изначально. И это устройство может быть дешевле, удобнее, надежнее, доступное к модернизации. Видите, сколько всего надо учесть, чтобы просчитать свою выгоду. И это только наиболее очевидные критерии оценки выгодности чего-то, есть и множество других. Проделав такую работу, вы получите представление о том, что, для чего и на каких условиях вы приобретаете. Без этого широкого представления о сделке, сложно будет говорить о ее выгодности или невыгодности.

Психология человека