Не секрет, что люди в своём стремлении заработать делают разнообразные вещи. К ним относится покупка и продажа NFT — (англ. non-fungible token, в переводе с англ. — «невзаимозаменяемый токен») — вид криптографических токенов, каждый экземпляр которых уникален (специфичен) и не может быть обменян или замещён другим аналогичным токеном.
С помощью NFT продаются всевозможные, по большей части цифровые (нематериальные), товары в виде каких-либо изображений, музыки, 3D-моделей и прочих объектов «цифрового» или «оцифрованного искусства». В итоге большая часть NFT представляет собой лишь набор нулей и единиц сделанных руками владельцами платформ и привлечёнными ими знаменитостями. Разогреваемые волной рекламы и ажиотажа изображения на экране продаются за достаточно серьёзные деньги, что говорит о том, что инвесторы обращают своё внимание и тратят деньги на подобного рода активы.
Несмотря на то, что невзаимозаменяемые токены, более известные как NFT, существуют с 2012 года, они стали популярными только в прошлом году после последнего бычьего рынка. В представлении многих этот класс активов появился из ниоткуда, превратившись из ничего в крупную инвестицию в бренд. Доказательства того, что NFT – вещь стоящая, мир увидел в действиях таких знаменитостей, как Джастин Бибер, рассказывающий о своих покупках NFT в социальных сетях, и таких компаний, как JP Morgan и Facebook (теперь Meta, в России признана террористической организацией и запрещена), укрепляющих свои позиции в метавселенной.
Перфразируя поэта, если NFT покупают, значит, это кому-нибудь нужно. Руководствуясь именно этим соображением и подражая «звездам» и гуру, пользователи начали приобретать невзаимозаменяемые токены, и теперь этот рынок переживает бум, а отдельные экосистемы оцениваются в миллиарды долларов.
Поскольку на этот рынок вливается все больше средств, что стимулирует постоянное покупательское поведение, многие потенциальные инвесторы начали задаваться вопросом: «Что плохого в том, чтобы присоединиться к стремительному росту?»
Как и другие инвестиции в этом мире, NFT более сложны, чем кажутся, а это означает, что инвестирование, основанное только на тренде или ажиотаже, может быть опасной игрой.
Рассмотрим параллели, проведенные с пузырем доткомов, который привел к завышенной оценке нескольких веб-ориентированных компаний (пузырь доткомов — экономический пузырь, существовавший в период приблизительно с 1995 по 2001 год. Кульминация произошла 10 марта 2000 года, когда индекс NASDAQ достиг 5132,52 пункта в течение торгов и упал более чем в полтора раза при закрытии – прим. ред.). Эти «прибыльные инвестиции» в конечном итоге привели к массовому банкротству во время рыночного краха 2000 года, и цикл повторился повторился с пузырем первичного предложения монет (ICO).
Снова и снова пузыри надувают богатые инвесторы, которые вложились на раннем этапе, оседлали нагнетаемую шумиху и продали с прибылью задолго до того, как отстающий инвестор сделал свою первую покупку.
Но эта статья не имеет целью полностью отпугнуть инвесторов от NFT. Вместо этого мы хотим продемонстрировать возможность улучшить мыслительный процесс, стоящий за инвестированием.
Не стоит забывать, что несколько интернет-ориентированных компаний возникли из доткомов как прибыльные инвестиции, которые продолжают приносить доход. Таким образом, решение проблемы сводится к тому, чтобы ставить деньги на карту, основываясь не на эмоциях, а на разуме.
Как показывают исторические данные, когда страх и жадность берут верх над логикой, большинство инвесторов прогорают. Прежде чем инвестировать в, казалось бы, прибыльный рынок, инвесторам рекомендуется тщательно изучить тему, чтобы понять стоимость базовых активов.
В настоящее время NFT в тренде, однако многие считают, что этот рынок вряд ли сохранит прежний темп роста. По этой причине становится крайне важным, чтобы проекты приобретались с некоторым пониманием ценности, которую каждый из них представляет сам по себе, без сегодняшней рекламной шумихи.
Как бы то ни было, многие потенциальные инвесторы достаточно устали, чтобы понять, что они не должны инвестировать по прихоти. Поэтому было бы несправедливо списывать действие «покупки на основе ажиотажа» на незнание. Скорее, это отсутствие правильной организации процесса.
Нужно учесть, что базовая стоимость NFT оценивается иначе, чем традиционный инвестиционный инструмент, с учетом таких факторов, как право собственности, полезность, редкость и социальное доказательство, которые невозможно найти, просмотрев финансовый отчет.
Дополнительные сложности связаны с тем, что NFT существуют как часть набора или группы активов, которые имеют сходство, но при этом достаточно различаются, чтобы сделать некоторые из них более дефицитными, чем другие. Такие коллекции, как Bored Ape Yacht Club, содержат почти 10 000 NFT, причем самая дорогая из них продается за более чем 3 миллиона долларов, а другие представляют собой часть токена Ethereum (ETH).
Многие инвесторы будут продолжать тяготеть к конкретным коллекциям, интерес к которым подогревается новостями, одобрением знаменитостей или публикациями инфлюенсеров в Твиттере, поскольку подобные активы легче понять и оценить, однако сложно точно определить сам проект, поскольку в игре могут быть задействованы сотни тысяч активов. Следовательно, получение достаточного уровня знаний о NFT или коллекции требует значительного объема вспомогательных исследований, начиная с подсказок от Twitter, Discord, новостных платформ и других торговых площадок, за которыми следуют более глубокие исследования, если проект менее известен.
Чтобы глубже погрузиться в тему, инвесторам предлагается изучить создателя проекта, его технологию и полезность, каковую информацию можно найти в техническом документе – white paper. Полезно также взглянуть на признаки редкости, чтобы определить, что отличает конкретный NFT в коллекции.
По материалам портала Блокчейн24