На фоне всех проблем в экономике страны и мировой в том числе, роста цен на всё и вся, повышающейся инфляции, обесценивающей деньги, ипотечной вакханалии устроенной ЦБ РФ и банками, появилась тревожная тенденция потребления у населения. Оно, дескать, разделилось на две категории.
Первая сокращает все траты по двум основным причинам: денег либо становиться мало, либо деньги есть, но покупки откладываются в «долгий ящик» из-за не определённости. Для нынешней экономики это плохо. Спрос падает и вместе с ним прибыль.
Вторая категория населения действует совершенно иначе, но в отличии от «обычных» шопоголиков её движут несколько иные мотивы. И называется это действо модным словом Думспендинг (Doom spending). Для экономики это хорошо, потребитель покупает много, часто ещё и в кредит, тем самым попадая в кредитную петлю на фоне покупок.
По мнению поискового искусственного интеллекта от Яндекса:
Думспендинг — это бесконтрольная трата денег из-за тревоги, экономической нестабильности и пессимизма по поводу собственного будущего. Термин произошёл от английских слов doom («конец света», «злой рок») и spending (трата денег).
Некоторые причины думспендинга:
-
Запрет на дорогие покупки. Если есть запрет, человек накапливает напряжение, которое снимается импульсивной покупкой.
-
Импульсные покупки, чтобы снизить разочарование от прошедшего дня. Например, пользователь маркетплейсов может зайти в свою корзину, сделать заказ и испытать облегчение.
-
Компенсация недостатка денег на глобальную вещь. Если у человека нет денег на какую-то глобальную вещь, например, квартиру или автомобиль, он компенсирует недостаток более мелкими покупками.
В результате образуется замкнутый круг: финансовая неопределённость вызывает стресс, стресс заставляет тратить больше денег, а это влечёт ещё большие финансовые проблемы.
По рассказывает РБК: Новое для России явление начинает набирать обороты, а причиной тому подсознательное ощущение краха. Люди тратят деньги на дорогие брендовые вещи, технологические новинки и ювелирные украшения.
Экономисты связывают это с подсознательным ощущением приближающегося краха. В США и Европе волна бездумных покупок охватила каждый четвертый американец. Миллениалы подвержены импульсивным тратам вдвое больше, чем другие поколения. Многие считают, что откладывать уже не имеет смысла. Ученые связывают это с проблемами экономики.