На фоне всех проблем в экономике страны и мировой в том числе, роста цен на всё и вся, повышающейся инфляции, обесценивающей деньги, ипотечной вакханалии устроенной ЦБ РФ и банками, появилась тревожная тенденция потребления у населения. Оно, дескать, разделилось на две категории.

Первая сокращает все траты по двум основным причинам: денег либо становиться мало, либо деньги есть, но покупки откладываются в «долгий ящик» из-за не определённости. Для нынешней экономики это плохо. Спрос падает и вместе с ним прибыль.

Вторая категория населения действует совершенно иначе, но в отличии от «обычных» шопоголиков её движут несколько иные мотивы. И называется это действо модным словом Думспендинг (Doom spending). Для экономики это хорошо, потребитель покупает много, часто ещё и в кредит, тем самым попадая в кредитную петлю на фоне покупок.

По мнению поискового искусственного интеллекта от Яндекса:

Думспендинг — это бесконтрольная трата денег из-за тревоги, экономической нестабильности и пессимизма по поводу собственного будущего. Термин произошёл от английских слов doom («конец света», «злой рок») и spending (трата денег). 

Некоторые причины думспендинга:

  • Запрет на дорогие покупки. Если есть запрет, человек накапливает напряжение, которое снимается импульсивной покупкой. 
  • Импульсные покупки, чтобы снизить разочарование от прошедшего дня. Например, пользователь маркетплейсов может зайти в свою корзину, сделать заказ и испытать облегчение. 
  • Компенсация недостатка денег на глобальную вещь. Если у человека нет денег на какую-то глобальную вещь, например, квартиру или автомобиль, он компенсирует недостаток более мелкими покупками. 

В результате образуется замкнутый круг: финансовая неопределённость вызывает стресс, стресс заставляет тратить больше денег, а это влечёт ещё большие финансовые проблемы.

По рассказывает РБК: Новое для России явление начинает набирать обороты, а причиной тому подсознательное ощущение краха. Люди тратят деньги на дорогие брендовые вещи, технологические новинки и ювелирные украшения.
Экономисты связывают это с подсознательным ощущением приближающегося краха. В США и Европе волна бездумных покупок охватила каждый четвертый американец. Миллениалы подвержены импульсивным тратам вдвое больше, чем другие поколения. Многие считают, что откладывать уже не имеет смысла. Ученые связывают это с проблемами экономики.