Новые в поправки в Законе «О взыскании» пропишут роль искусственного разума при разговоре с должниками, что должно не радовать, а пункт об обязательном предупреждении, что общение идёт с программой выглядит шикарно, так как клиент может сразу бросить трубку и не слушать «железного коллектора», что в прочем не мешает делать это и с «живым».

В тоже время в законе появляются «разнообразие» для общения должника с коллекторами и в очередной раз устанавливаются рамки и сроки «дозволенного общения», что в прочем «работает» только с законопослушными агентствами:

  • Клиент сможет отказаться от взаимодействия с коллектором, направив письмо на электронную почту организации. Сейчас это можно сделать заказным письмом, через нотариуса или вручив заявление под расписку;
  • Согласие от должника и третьих лиц на контакты при сборе задолженности можно будет получать дистанционно — с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи или электронной подписи через «Госуслуги»;
  • Взыскатели могут направлять уведомления должнику через портал «Госуслуги», но не более двух сообщений в месяц;
  • Взыскателям разрешили говорить клиентам о последствиях невозврата долга, которые предусмотрены гражданским законодательством. Но вводить их в заблуждение о передаче дела в суд по-прежнему запрещено;
  • Коллекторы, банки и МФО будут обязаны прервать все непосредственные контакты с должником, если ему одобрены кредитные каникулы;
  • Поправки существенно сокращают срок, в течение которого кредиторы должны сообщать клиентам о передаче или продаже долга, — с текущих 30 до пяти рабочих дней;
  • У физлиц останется право поручать взаимодействие со взыскателем кому-то другому, но, как следует из поправок, это может быть только человек со статусом адвоката. Он должен подтвердить, что представляет интересы должника.

Как я уже писал ранее, экономические проблемы и рост долговой нагрузке дали «свой результат» выразившийся в том, что количество судебных банкротств выросло за первое полугодие 2022 года на 37,8% (121313 шт.), а число внесудебных банкротств выросло на 32,2% (2933 шт.), число исполнительных записей нотариуса дошло уже до 36000.

В тоже время цифровизация и развитие «цифрового правосудия» в целом и «Цифрового исполнительного производства» в частности с элементами искусственного разума не только со стороны службы приставов, но и банков с большими коллекторскими агентствами привели к тому, что мы сейчас видим. А варианты взыскания задолженности весьма разнообразны: это может иск в суд, судебный приказ или «свежая новинка» ИНН — исполнительная запись нотариуса. Методы и средства удалённого взаимодействия участников позволяют автоматизировать большую часть процессов, а внедрение автоматического списания долгов со счетов граждан повышают шанс на удовлетворение требований кредиторов.

Немудрено, что чем быстрее будет взыскан долг у гражданина, тем быстрее все «участники процесса» будут «довольны», кроме гражданина, который по той или иной причине не смог или не захотел «платить по счетам», ибо есть риск того, что в условиях экономического падения должник останется без средств и перейдёт в категорию банкротов.