Часть покупателей полисов инвестиционного страхования жизни (ИСЖ) жалуются на отсутствие выплат дохода, относящегося к инвестициям в иностранные ценные бумаги. Наличие проблемы РБК подтвердили в Банке России, Всероссийском союзе страховщиков и ряде страховых компаний.
Многочисленные жалобы клиентов, касающиеся порядка выплат по договорам инвестиционного страхования жизни (ИСЖ), появились на форуме Banki.ru. Негативные отзывы пишут клиенты компаний «Сбербанк страхование жизни», «АльфаСтрахование-Жизнь», «Ингосстрах-Жизнь», «Югория-Жизнь», «Капитал Лайф Страхование Жизни». Причиной жалоб стало отсутствие выплат инвестиционного дохода по завершенным договорам ИСЖ. В комментариях к опубликованным жалобам сотрудники страховых компаний пояснили, что проблема возникла из-за санкций: клиентские средства были инвестированы в иностранные активы, выплаты по которым заморожены в международных депозитариях.
В Банке России РБК сообщили, что к ним поступают обращения, связанные с затягиванием сроков выплат из-за введенных западными странами санкций, но они пока единичны и не имеют массового характера. «Вопрос взаимодействия с клиентами страховщиков жизни по договорам ИСЖ с учетом введенных различными странами санкций находится в фокусе внимания Банка России в рамках превентивного поведенческого надзора: ухудшения ситуации пока не наблюдается», — указали в ЦБ.
Вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Виктор Дубровин сказал РБК, что организация находится в диалоге со страховыми компаниями по этому вопросу.

Почему клиенты страховых компаний недосчитались денег
При заключении договора ИСЖ вложения клиентов делятся на две части — гарантийную и инвестиционную (рисковую), объясняет Дубровин. Гарантийная часть вкладывается в консервативные инструменты, продолжает он. Как правило, это облигации федерального займа (ОФЗ) и еврооблигации Минфина. Доход по таким инструментам позволяет вернуть страхователю денежные средства в объеме не меньшем, чем совокупная сумма его взносов. Инвестиционная часть может направляться в более рискованные инструменты, в том числе иностранные активы. Причем клиент страховой компании может сам выбрать, куда именно направить эту часть денег, указывает Дубровин.

Проблема, которую описывают в своих жалобах клиенты, связана с доходом от инвестиционной части. Все гарантийные выплаты, предусмотренные договорами ИСЖ, игроки рынка выплачивают в полном объеме, подчеркнул вице-президент ВСС. Об этом же РБК сообщили в компаниях «Сбербанк страхование жизни», «АльфаСтрахование-Жизнь» и «Капитал Лайф Страхование Жизни». РБК направил запросы компаниям «Ингосстрах-Жизнь» и «Югория-Жизнь», упоминавшимся в жалобах.
«В части дополнительного инвестиционного дохода по договорам ИСЖ компания пока не может производить выплаты в связи с приостановкой движения средств между иностранными и российскими депозитариями», — объяснили в пресс-службе СК «Сбербанк страхование жизни». В компании добавили, что выплаты по инвестиционному доходу, полученному от вложений в локальные ценные бумаги, осуществляются в штатном режиме.
Речь идет о заморозке всех операций по иностранным ценным бумагам между Национальным расчетным депозитарием (НРД) и международными депозитариями. Так, европейская клиринговая система Clearstream заблокировала счет российского депозитария. Другой международный клиринг — Euroclear — приостановил операции с НРД до получения разъяснений о порядке применения новых нормативных актов, связанных с санкциями. Из-за этого без выплат по иностранным бумагам остались и клиенты российских брокеров.
Несмотря на то что фактически страхователи не получают дополнительные инвестиционные выплаты по договорам ИСЖ, их начисление продолжается в соответствии с условиями, установленными в договоре с клиентами, добавил представитель «Капитал Лайф Страхование Жизни».
По материалам портала РБК