По данным отчёта опубликованным ЦБ РФ видно, что за 2021 год количество мошеннических действий по изъятию денег у населения возросло почти на треть.
Общие сведения об операциях без согласия клиентов
В 2021 году количество и объем операций без согласия клиентов увеличились по сравнению с 2020 годом на 33,8 и 38,8% соответственно на фоне активного развития новых дистанционных платежных сервисов и роста объема денежных переводов (+28%, до 1 048,4 трлн руб) с использованием электронных средств платежа (платежные карты и иные электронные средства платежа). В 2021 году доля объема операций без согласия клиентов в общем объеме операций по переводу денежных средств составила 0,00130% (в 2020 году — 0,00120%)1. Эти значения не превышают установленный Банком России целевой показатель доли таких операций в общем объеме операций (0,005%), совершенных с использованием платежных карт.
Показатели операций без согласия клиентов
Основным инструментом злоумышленников для хищения средств осталось использование приемов и методов социальной инженерии, когда человек под психологическим воздействием добровольно переводит денежные средства или раскрывает банковские сведения, позволяющие злоумышленникам совершить хищение. Доля таких операций снизилась с 61,8 до 49,4%2. По оценке Банка России, в 2021 году наблюдался рост средней суммы одного хищения, совершенного с использованием приемов и методов социальной инженерии, что в том числе привело к увеличению общего размера ущерба по операциям без согласия клиентов. В 2021 году клиентам кредитных организаций возвратили 6,8% (920,5 млн руб.) от всего объема операций по переводу денежных средств, совершенных без согласия клиентов (в 2020 году данный показатель составил 11,3%, или 1 105,3 млн руб.).
Распределение по условиям совершения операций без согласия клиентов – физических лиц
В 2021 году зафиксировано 83,9 тыс. случаев использования платежных карт (за исключением предоплаченных) без согласия их владельцев в банкоматах или терминалах на общую сумму 1 971,2 млн руб., из которых 22,5% операций произошло в результате использования злоумышленниками приемов и методов социальной инженерии. Злоумышленники активно применяли комбинированные схемы мошенничества, при которых жертву вынуждали совершать перевод через этот канал, что привело к росту показателя операций без согласия клиентов в этой группе. Средняя сумма одной операции без согласия клиента составила 23,5 тыс. рублей.
Больше всего операций без согласия клиентов — физических лиц пришлось на CNP-транзакции. Клиенты банков сообщили в 2021 году о 742,3 тыс. таких транзакций, 44,5% из которых — результат применения к ним приемов и методов социальной инженерии. Объем хищений составил 4 140,2 млн руб., средняя сумма одной операции без согласия клиента — 5,6 тыс. рублей.
Системы ДБО физических лиц становились мишенью мошенников более 204,6 тыс. раз, доля социальной инженерии составила 78,0%. Объем хищений составил 6 019,7 млн руб., средняя сумма одной операции без согласия клиента — 29,4 тыс. рублей.
По материалам обзора ЦБ РФ