И вот наступила очередная веха в образовательном процессе для граждан. Помимо повышения финансовой грамотности предлагается и формирование «финансовой культуры». Как гласит документ это — «ценности, установки и поведенческие практики граждан в финансовой сфере, зависящие от воспитания, уровня финансовой грамотности, опыта принятия финансовых решений, уровня развития финансового рынка и общественных институтов.»
В стратегии можно узнать о том как прошли для России и граждан года внедрения финансовой грамотности с 2017 по 2023гг. и что предстоит в будущем. Текст стратегии наполнен примерами улучшения уровня сознательности и финансовой грамотности отдельных граждан, а будущее обучение и развитие навыков и способностей должно принести благостное состояние как в жизнь отдельных граждан, так и государства в целом.
Планируется в документе, что к 2030 году во всех регионах страны появятся центры финансовой грамотности. Поддержку также получит волонтерское движение в области финансового просвещения. Так же из документа можно узнать как должен выглядеть финансово грамотный и культурный гражданин.
Лично мне бы хотелось видеть в гражданах не только ответственный подход к потреблению, наличие знаний и умений во всех финансовых вопросах вкупе с инвестициями и финансовыми подушками безопасности, но и более ответственный подход к формированию гражданского общества и чёткое понимание того, что государство — есть аппарат обслуживающий граждан и их интересы за счёт их налогов, сборов, пошлин, акцизов и пр., а не интересы отдельных категорий граждан и корпораций. И должен он это делать весьма эффективно и прозрачно зная, что в любой момент с каждого чиновника могут «спросить за каждый потраченный рубль».
Для размышлений на эту тему приведу цитату приписываемую Маргарет Тетчер: «Когда ваш ребёнок заработает свои первые деньги на мороженое, то сделайте следующее:
— Перед тем, как он успеет лизнуть своё мороженое, выхватите его у него и откусите 20%. Пока ребёнок будет с изумлением таращится на вас, откусите ещё 30%. После этого отдайте ему остаток мороженого и объясните, что так государство поступает со всеми деньгами, которые кто-то зарабатывает. И что так будет с каждым мороженым, которое он себе купит. И что % откусываемого можно сократить, схватив откусывающего за руку и потребовав отчёта, почему он откусывает именно столько.
Если так будет делать каждый родитель, есть надежда, что в стране вырастет поколение людей, которые поймут, что у государства нет своих денег — есть только деньги налогоплательщиков. И что налогоплательщики не просто могут, но и должны следить за тем, как государственные чиновники расходуют их деньги«.