Сегодня я публикую статью о влиянии денег на людей. Психолог Малиева Елена Сергеевна в своей статье рассказывает о том как личность меняется и какие поведенческие реакции могут возникать из-за сформированного отношения человека к деньгам.
««Деньги» считаются термином, который кроме экономического и смыслового имеет и определённое психологическое значение. Во взаимодействии личности и финансов можно найти отражение ценностей, нравственных критериев, этической стороны воспитания человека, стереотипов и предрассудков, ложных установок, предубеждений и т.д. В связи с чем отношение к деньгам – значимый компонент экономического мышления социума и индивидов.
Сознание общества наделяет деньги определенной символической составляющей и мощью. В XXI веке деньги имеют наивысшую значимость в тех культурах, где они отражают принадлежность индивида к конкретному социальному классу. В настоящий момент проявляется тенденция смены внимания со стороны ученых гуманитарных наук от экономических концепций о всеобщей эквивалентности финансов к изучению специфических факторов отношения общества к деньгам.
Создание систем критериев и формирование классификаций отношений к финансам («денежных» типов личности) все еще считается актуальным вопросом для практических исследований психологической науки.
Поговорим о примерах «денежных» типов.
- «Скряга» накапливает финансы, что само по себе является счастьем для него. Зачастую при этом испытывает тревожность из-за опасности трат (денег, вещей, накоплений, ресурсов, фондов) и страх недоверия к нему со стороны близких. Скряга чувствует удовольствие не от денег как возможности повысить свой уровень жизни, а от чувства безопасности благодаря имеющимся накоплениям.
- «Транжир» проявляет компульсивное и неконтролируемое поведение в отношении своих расходов, ярче всего это проявляется в момент депрессии, навязчивого чувства отсутствия своей значимости. Тратоголизм – его кратковременная отдушина, которая в конечном счете приводит к чувству вины.
- Внимание типа под названием «Денежный мешок» целиком посвящено добыче денег, которые воспринимаются как идеальный способ добиться высокого статуса и любви. Он имеет чёткую уверенность в том, что чем больше финансов он имеет, тем больше у него возможность контролировать мир вокруг и выше вероятность стать счастливым.
- «Торгаш» целенаправленно охотится за дешевой вещью, даже если не испытывает нужды в ней, потому что приобретение вещей за стоимость, которая ниже указанной рождает в нем чувство превосходства. Он ощущает себя раздраженным и разбитым, если ему приходится оплатить ту стоимость, которая была указана изначально.
- «Игрок» ощущает радость и эмоциональный подъем, испытывая иллюзию власти, которую даёт ему выигрыш, и его предвкушение покрывает риски поражения, а застревание в цепи незначительных побед и неудач ощущается как жизненный застой.
Результаты многочисленных исследований убедительно показывают влияние денег на ценностные ориентации индивида. Деньги влияют на потребности материального характера, находясь в роли средства для выживания и в то же время достижения более качественного уровня жизни, а также становятся неким символом, который может определять статус человека в социуме. Кроме того, финансы в определенной степени влияют на духовное формирование личности.
С одной стороны, они могут стать причиной духовной деградации, отражая людскую слабость, безнравственность, скупость, зависть, с другой стороны, деньги стимулируют развитие духовности, делая сильнее и возвышая людей благородных, честных, искренних и щедрых. Финансы давно уже являются эквивалентом ценностей материального и духовного мира.
И напоследок о связи отношения к деньгам с гендером.
В работах профессоров психологии Е.И. Горбачевой и А.Б. Купрейченко можно найти любопытную и даже несколько неожиданную информацию о том, что девушки в первую очередь тратятся на то, что прежде всего требуется семье, а лица мужского пола, наоборот, покупают то, чего хотят они сами. К примеру, мужчина без сомнений отдаст деньги за рыболовные снасти и ради этого скорее порекомендует своей супруге уменьшить бюджет, заложенный на закупку продуктов, чем откажет себе в своем желании.»