Сегодня я хотел бы немного вспомнить о психологии человека и опубликовать статью психолога Максима Власова о солидарности и значимости поддержки человека человеком, как индивидуально, так и в больших масштабах — семья, класс, отдел, район, город, страна — общество. Казалось бы при чём тут финансовая грамотность? Поддержка решений о финансах внутри семьи, совместное обсуждение и умение договариваться — одна из важных частей успешного взаимодействия нас как индивидов внутри «ячейки общества». И это касается как семейной пары, так и в последствии их детей, перенимающих модель поведения родителей при обращении с финансами и принятии тех или иных решений о распределении финансовых потоков в домохозяйстве.
 
 
 
Все люди нуждаются в помощи и зависят друг от друга. Человеческая солидарность — это необходимое условие раскрытия любой единичной индивидуальности. Эрих Фромм
 
Вы даже не представляете, какую важную роль играет солидарность в тех случаях, когда определенные люди высказывают нестандартное, непопулярное, абсолютно новое мнение по какому-то вопросу, принимают непростые решения и совершают нестандартные действия, смысл которых многие могут вообще не понять. Таким людям важно получить одобрение и поддержку окружающих, хотя бы нескольких людей или даже одного человека, чтобы почувствовать, что они правы, что они в своем уме, что они не одни, кто так думает, кто верит в успешность своего решения, в полезность своей идем. Особенно это важно на фоне жесткой критики со стороны других людей, коим по разным причинам выгодного кого-то в чем-то ограничивать, не позволяя расправить крылья. Поддержка, в любом ее виде, дают силу людям, тем, что помогает им справиться с сомнениями и вызываемой ими неуверенностью. Так уж устроен человек, что будучи существом социальным, он всегда в той или иной мере зависит от других людей, которые его окружают. В том числе, от их мнения. Поэтому солидарность имеет высокую ценность, и человеку важно научиться ее проявлять и добиваться солидарности от других, чтобы поддерживать чужую полезную активность или свою собственную. Или и то, и другое.
 
Что такое солидарность
Солидарность – это единство интересов, взглядов, мнений, убеждений, это взаимопонимание и взаимосогласие, это поддержка чьего-то мнения, чьих-то решений и действий, это разделение чьих-то ценностей и ответственности за свое согласие с кем-то. Такое бывает не всегда и не во всем, когда мы с кем-то солидарны или кто-то солидарен с нами. Но в чем-то когда-то мы все с кем-то бываем согласны, мы соглашаемся с чьими-то мыслями и решениями, поддерживаем как-то кого-то в чем-то, и точно также иногда кто-то в чем-то соглашается с нами и поддерживает нас. Разумная солидарность, как я считаю, не может быть абсолютной и постоянной. Как бы мне не нравился какой-то человек, его мысли, решения, поступки, определенно будет что-то в его поведении, делах, с чем я не соглашусь. Это если сохранять трезвость мышления и не создавать себе кумиров. Именно такой и должна быть настоящая солидарность – разумной и потому избирательной поддержкой кого-то в чем-то. Быть солидарным с кем-то, значит осмысленно вставать на его сторону. Это не слепое подчинение, не фанатизм, не подстройка под кого-то, ради своих интересов. Истинная солидарность – это искреннее убеждение в чьей-то правоте.
 
С одними людьми мы можем соглашаться часто и во многом, с другими значительно реже и в лишь в отдельных моментах, а с кем-то почти никогда и ни в чем. Что побуждает нас быть с кем-то солидарным, соглашаться с этим человеком, поддерживать его? Такая поддержка основывается на личных интересах, как явных, так и неявных, на страхе, когда мы соглашаемся с тем, кто может помочь нам противостоять какой-то угрозе, на врожденном и сформировавшемся чувстве справедливости, на личной симпатии и на здравом смысле, каким бы он не был. Если все эти мотивы принимать во внимание и учитывать их влияние на человека, то станет понятно не только то, почему тот или иной человек уже с кем-то солидарен, но и то, с кем он может быть солидарен, чье мнение способен разделять, кого готов поддерживать и поддерживает, даже если он это никак не показывает.
 
Особое внимание следует обратить на цену, которую человеку нужно платить за свою солидарность с кем-то в чем-то и в частности, на такую вещь, как ответственность. Есть разница между тем, чтобы с кем-то в чем-то согласится и тем, чтобы при этом разделить с этим человеком ответственность за его мнение, за его решения, поступки, то есть, за свое согласие с ним. А разделить ответственность, это значит быть готовым столкнуться с последствиями своего согласия, как с положительными, так и с отрицательными, а значит и с возможным наказанием за совершенную им и тобой ошибку, и с вероятными потерями быть согласным, с вероятным ущербом, который можно понести, будучи солидарным с кем-то. В разных случаях цена бывает разной. Где-то она высокая, где-то низкая. Где-то вас за согласие с кем-то могут наказать сурово, а где-то поощрить. И при этом, последствия солидарности не всегда очевидны, далеко не всегда, особенно в средне и долгосрочной перспективе. Сегодня ты с кем-то согласился, поддержал этого человека, помог ему чем-то, встал на его сторону и за это получил определенное вознаграждение. А завтра окажется, что человек этот совершил очень плохой поступок и твоя его поддержка сделала тебя соучастником этого поступка. А значит, с тебя будет такой же или почти такой же спрос за его плохой поступок, как и с него. Поэтому, иногда надо думать хорошо, прежде чем кого-то в чем-то поддерживать. И не поддерживать никого, тоже не получится. Активно или пассивно, но человек будет вынужден занять какую-то позицию. А еще не получится пойти легким путем – всегда вставать на сторону сильного, чтобы пользоваться его защитой. Сегодня ты на стороне сильного, но того, кто не прав. А завтра он уже не сильный, а ты был за него, ты поддерживал его решения, злые решения. С тебя спрос будет, как с него. Можно попробовать «переобуться», отказаться от прежних убеждений, встав на сторону новой силы. Но мы же понимаем, что это не всегда возможно. Обмануть таким образом всех не получится.
 
Быть солидарным с кем-то, значит быть с ним заодно. Иногда это требует смелости, решимости, активности, а иногда достаточно просто похвалить человека, морально его поддержать, чтобы он продолжал делать то, что делает. А иногда, быть солидарным с кем-то, значит не критиковать его, а просто молчать, позволяя ему делать то, что он делает. По-всякому солидарность проявляется.
 
У этого явления может быть очень большая сила. Ведь согласие с кем-то, часто приводит и к подчинению ему, хоть активному, когда ты делаешь то, к чему призывает человек, хоть пассивному, когда ты не мешаешь человеку делать то, что он делает. В этом проявляется власть такого человека, выражающаяся в использовании других людей в своих делах. Ему подчиняются, ему не сопротивляются, значит, будет происходить так, как он хочет. Солидарность развязывает людям руки и помогает им обрести уверенность в себе. А тот, кто проявил солидарность, тоже становится в своем мнении тверже, он же принял решение, он определился со своим мнением, разделив и поддержав чужое мнение, значит он теперь должен его защищать. Человек становится частью того, с чем он согласился. И он уже вынужден убеждать себя в том, что принял правильное решение. Когда люди действуют заодно, когда они соглашаются с чем-то, с каким-то мнением, какой-то идеей, их вера в истинность этой идеи, этого мнения укрепляется. Потому что, ничего другого им не остается. Резко изменить свое мнение можно, благодаря открывшимся новым фактам или осознанию собственной неправоты. Причем, сделать это тогда, когда за такой поворот в другую сторону можно заплатить большую цену. Но это же надо иметь силу духа, чтобы сказать «нет» прежде всего самому себе, тому себе, кто когда-то кому-то сказал «да». Проще остаться при старом мнении, продолжая соглашаться с тем, с чем когда-то согласился, даже если уже не считаешь это правильным. И приходится убеждать себя в том, что это правильно. Иначе возникнет внутреннее противоречие, создающее серьезный дискомфорт.
 
 
Общественная поддержка
Не имей солидарность большого значения, особенно в масштабах целого общества, когда кто-то ищет общественного одобрения своих действий, никто бы этой солидарности не искал. Какая разница, кто там и что думает. А я думаю так, как я думаю. И делать буду так, как считаю нужным. Особенно, если возможности мне позволяют, чего мне с кем-то там считаться. Но в том-то и дело, что значение солидарности огромно, потому что мнение людей друг о друге сказывает на их отношении друг к другу, и оно-то как раз и создает вот эти самые возможности человеку, благодаря которым он может делать все, что хочет. Ведь многое из того, что он будет делать, он сделает чужими руками.
 
Вот почему всегда кто-то, кто хочет убедить в чем-то других людей, ссылается на большинство, которое якобы или действительно придерживается соответствующей точки зрения, подкрепляя этим свои слова? Зачем это социальное доказательство нужно, особенно тем, у кого большие возможности, кто и так может отдать приказ и его выполнят, практически не задумываясь, ибо есть кому? Да и потом, что, разве мнение большинства – это всегда истина? Да большинство часто ошибается, потому что многие люди вообще не задумываясь, принимают какую-то точку зрения, которую им навязывают. Так зачем нужно мнение таких людей, чтобы его формировать и на него ссылаться? Какую пользу в себе несет мнение пассивной части общества, которое ни на какие решительные действия в принципе неспособно? Зачем нужна поддержка людей, которые ничего из себя не представляют? А оказывается, нужна. Поэтому, на это мнение влияют, формируют его и на него ссылаются, как на весомый аргумент. Ведь от того, что у людей в голове, во многом зависит то, что они делают и чего не делают. И мы это, или знаем, или чувствуем, поэтому, мнение большинства считаем важным для себя. Мы видим в количестве людей, думающих о чем-то определенным образом силу, поэтому, для нас это важно, сколько людей думают так или иначе. Чем больше людей поддерживает какое-то мнение, тем оно якобы сильнее.
 
И вообще, когда надо человека взять под полный контроль, обязательно важно добиться того, чтобы он «правильно» о чем-то думал. О том, что для нас важно. Нам в таких случаях нужна его солидарность, чтобы быть уверенным в нем, хотя бы более или менее. Думаешь также, значит, как минимум, не будешь мешать. А то и поможешь. Нельзя полностью подчинить себе человека, не взяв под контроль его мысли. Поэтому ссылка на большинство дает вот эту возможность пролезть в голову человека, ибо она задевает инстинкт общности, побуждая этого человека к тому, чтобы быть, как все. Против большинства идти тяжело, для этого нужна уверенность, смелость, коих не всем хватает. Ну а получая определенный контроль над мыслями людей, мы получаем и определенную поддержку с их стороны, хоть пассивную, хоть активную, хоть прямую, хоть косвенную. Человек – это ведь ценный ресурс, даже если речь идет об очень незначительной по своим способностям личности, не обладающей ни внушительными ресурсами, ни сколько-нибудь ценными способностями. Тем не менее, будучи с нами заодно, он что-то для нас способен сделать. И потому, чем больше разных людей нас поддерживают, тем выше наши шансы использовать их в своих целях, как в плохом, так и в хорошем смысле. Как минимум, поддержка пассивных людей может помочь обзавестись поддержкой людей активных, которые, благодаря своей солидарности с нами, будут нам чем-то конкретным помогать. А сообща можно делать большие дела.