В рамках борьбы с мошенничеством волна которого всё больше и больше «уносит» деньги граждан со счетов, выдвинута инициатива по которой банки должны будут вернуть клиентам средства, если не проведут специальную проверку на «признаки мошеннических операций». Если признаки будут, то банки смогут блокировать перевод на два дня, даже если клиент несмотря на подтверждение данной операции.

Рост краж денежных средств очевиден, только за 1 квартал 2022 года ЦБ РФ «рапортует» о украденных у граждан 3,294 млрд. рублей без их согласия, а доля возращённых средств упала до 6,2%, что заставляет предпринимать очередные меры по защите средств граждан.

Поможет эта мера или навредит?

С одной стороны отрадно, что принимаются шаги по борьбе с потерей денежных средств населением и даже есть надежда, что это кому-то поможет. С учётом уже имеющихся «этапов защиты» дополнительный барьер может чем-то помочь, особенно если оперативно пополнять базу счетов «мошенников» и выверять алгоритмы по которым будут осуществляться проверки.

С другой стороны, зная наши банки, есть опасность того, что банки, чтобы не потерять деньги из-за несоответствия нововведению,  будут «дуть на молоко» останавливая большинство переводов, ведь проще остановить перевод в целях безопасности. Ведь даже проведённая проверка которую проводит банк перед переводом, до принятия распоряжения на перевод может не остановить клиента. Да, банк должен будет уведомить отправителя средств о риске того, что перевод имеет признаки мошеннического  и получить от него повторное подтверждение о переводе средств, что не исключает того, что банк всё равно в праве заблокировать перевод на два дня.

И тут возникает дилемма о том, что как показывает практика социальная инженерия применяемая мошенниками весьма изощрённо действует на граждан. По выданным мошенниками инструкциям клиенты банков самоотверженно «участвуют в борьбе криминалом» и говорят реальным сотрудникам банка «правильные слова» и делают «правильные действия» для того чтобы сделать перечисление денежных средств «чтобы разоблачить злодеев».

В тоже время счета получателя-мошенника обычно одноразовые и крайне редко после «удачной аферы» остаются «в работе», что мешает своевременному их занесению в базы ЦБ РФ по борьбе с подобными проявлениями.

На мой взгляд одним из действенным методом борьбы с подобными проявлениями мошенничества должно быть просвещение населения в области финансовой грамотности и постоянная «разъяснительная работа» из «каждого утюга».