Распространение пропаганды

Пока что самым мощным средством распространения пропаганды остается телевидение. Потому что телевизоры есть у многих людей, и у многих они работают в фоновом режиме, то есть, все время включены и что-то показывают, говорят, воздействуя на людей, даже если они телевизор внимательно не смотрят. Зато они слышат, что он говорит. И это позволяет влиять прежде всего на подсознание людей, когда они чем-то заняты, а телевизор все говорит, говорит, говорит, вдалбливает что-то в голову, вся информация от него идет сразу под корку. Люди не могут контролировать всю поступающую к ним из телевизора информацию, они и не пытаются этого делать. А потом оказывается, что у них есть якобы свое мнение по поводу чего-то, которое удивительным образом совпадает с мнением, распространяемым посредством телевидения. С видом знающих экспертов они готовы с пеной у рта это мнение отстаивать. Поэтому, для пропаганды этот «ящик» лучше всего подходит, смотрящих его людей до сих пор очень много. Скажем так, телевизор – это лучшее на сегодняшний день средство доставки информационного вируса до умов большинства людей.

Я вот, как человек, живущий без телевизора уже более десяти лет, не представляю, как люди могут проявлять интерес к этому источнику информации. Ну ладно, если они не смотрят никаких политических передач, новостей и совершенно невыносимых по своей глупости ток-шоу, но реклама, она постоянно разбавляет собой все, что только можно. А это тоже пропаганда. Все эти влезающие куски информации в основной контекст, никак друг с другом не связанные, алогичные, чрезмерно эмоциональные, не несущие никакой полезной нагрузки, просто разрывают мышление на куски. И люди позволяют этой ерунде на них влиять. Вы только подумайте, мы же не едим испорченные продукты или явную химию, которая нас убивает. А здесь в нашу голову запускают отравленную и испорченную информационную пищу, которая искажает представление человека о реальном мире и что особенно страшно, как я считаю, она отучает его думать. Она вообще решает за нас, на что сосредотачивать свое внимание. В отличие от того же интернета, в котором, конечно же, пропаганды и рекламы не меньше, но в нем мы хотя бы можем сами формировать для себя повестку дня, уделяя внимание только тому, что его заслуживает, а также можем отсеивать всякий мусор, ту же рекламу, телевизором мы управлять не можем. Мы можем переключать каналы, но не фильтровать информацию, отсеивая мусор и оставляя ценное и нужное.

Что касается интернета, то в нем, как я считаю, мы имеем гораздо больший выбор того, чему нам уделять свое внимание, поэтому, через него пропаганду распространять не так просто, как через телевидение, потому что у него слишком широкий диапазон. Знаете, некоторые люди говорят, что интернет – это помойка, в которой нормальную информацию очень сложно найти. Но я не понимаю, в сравнении с чем он является помойкой? В сравнении с телевидением, где вообще не найти нормальную информацию, если только не смотреть какие-то отдельно взятые передачи или каналы? Или в сравнении с библиотеками, где любую информацию также надо сначала найти, хоть мусорную, хоть вредную, хоть полезную? Везде надо уметь отделять зерна от плевел, как же иначе, в мире людей по-другому не получится. Только, если телевидение вообще может не иметь зерен, там уже все отфильтровано другими людьми, то в интернете они точно есть, а значит и есть шанс их найти. Пока в сети каждый человек может что-то писать и говорить, он будет оставаться полезным источником информации, благодаря такому многообразию. Только, разумеется, всю информацию надо пропускать через критический и аналитический фильтры, по-другому никак. Не существует источников информации, которые бы являлись последней инстанцией истины. Все могут или ошибаться или лгать.

Пропаганда в интернете бывает разной, есть и достаточно хитрая, она будет совсем не навязчивой, но всеобъемлющей. Такая пропаганда встречается в виде мнений, которыми делятся разные люди, якобы никак друг с другом не связанные. Например, это будет одно и то же мнение по какому-то важному вопросу, одна и та же точка зрения на него, но исходящая от совершенно разных людей. И таких людей может быть очень много, они везде будут говорить и писать одно и то же, ну с незначительным изменением информации, однако суть всегда будет одинаковой. Кто-то из них – это просто тролли, провокаторы, за деньги распространяющие пропагандистскую информацию и побуждающие людей к спорам, ругани, критике кого-то или чего-то, а кто-то и жертва пропаганды, которая распространяет такую же информацию, что называется, вслепую, не понимая, что он распространяет чью-то ложь, принимаемую им за истину. Такую пропаганду не сразу выявишь и осознаешь, она как нечто стихийное врывается в твою голову. Если от агрессивной и глупой рекламы, и такой же пропаганды еще как-то можно отделаться, с помощью тех же блокировщиков рекламы, которые существенно упрощают жизнь или за счет элементарного ее игнорирования, то от ложных мнений так просто не отделаешься. Никакая программа не отличит правду от лжи, изучая мнение людей, только своим умом можно стараться выявлять и то, и другое.

В интернете легко распространяются информационные вирусы, в виде каких-то мнений, которые другие люди не задумываясь копируют только потому, что эти мнения красиво выглядят. Этакие мемы, легко передаваемые от человека к человеку, потому что они выглядят мудро, кажутся вечными истинами и легко запоминаются. Кто-то написал статью, высказал в ней свое мнение по поводу чего-то и допустим, оно намеренно ложное, но при этом грамотно сформулированное, простое, понятное, красиво выглядящее. Другие люди, те же блогеры, могут это мнение копировать и размещать на своих ресурсах, не проверяя его, что и не всегда возможно сделать и не неся за него никакой ответственности перед своими читателями. Мнение интересное, красивое, логичное, от чего же его не разместить, не передать другим. Так пропаганда, как мем или в виде набора мемов может быстро распространиться в сети и доносить свое сообщение до огромного числа людей.

Другие способы распространения пропаганды я рассматривать сейчас не стану, потому что их влияние на широкие массы людей менее значительное. Можно было бы упомянуть разве что литературу, которая бьет по умам преимущественно интеллигенции. Отмечу также такой классический способ, при котором где-то собирается большое число людей, разного рода митинги, собрания, демонстрации, шествия, концерты, семинары и оратор произносит свою пропагандистскую речь. Это несколько устаревший способ донесения информации до широких масс, все-таки, сегодня многих людей не заставишь никуда идти, но все же он очень действенный. В таких случаях большое значение имеет ораторское мастерство пропагандиста и эмоциональность его сообщения. Все-таки, при живом общении, эмоции играют большее значение, нежели логика, пусть даже примитивная. Живое общение дает больше возможностей повлиять на чувства людей, так как пропагандист может передавать им свои эмоции. Поэтому, везде, где собирается большое число людей, всегда можно ожидать какой-то пропагандистской речи от кого-то. По какому бы поводу людей не собирали, их могут начать обрабатывать с помощью пропаганды, ради достижения каких-то целей. Вопрос лишь в том, каких именно.

Авторитетные люди

Важным козырем пропаганды является возможность привлечения к ее распространению авторитетных личностей. В этом случае ее сила существенно возрастает, благодаря чему она способна повлиять на большее число людей и гораздо быстрее их в чем-то убедить. Спортсмены, актеры, писатели, ученые и прочие известные люди, интеллектуалы, пользующиеся доверием и уважением в обществе для пропаганды, представляют большую ценность. Как, впрочем, и для рекламы, которая тоже в общем-то, является пропагандой. К авторитетному мнению таких людей в обществе прислушиваются, его ценят, уважают и часто принимают на веру, без какой-либо критической оценки. В тоталитарных государствах авторитетных людей вынуждают участвовать в пропаганде, как правило, в политической. А в свободном обществе их могут просто подкупить, чтобы они высказали нужным образом свое мнение, отвечающее интересам различных сил, в том числе и даже прежде всего политических. Это не всегда удобно самим этим людям, пользующимся какой-то известностью в обществе. Ведь в отличие от рекламы, на которую человек может согласиться, а может и не соглашаться, пропаганда, в особенности политическая, довольно настойчиво может просить его высказать свое мнение по тому или иному вопросу, которое на самом деле не является его истинным мнением, в действительности он может думать иначе, но будет вынужден говорить то, что ему порекомендуют сказать, потому что в противном случае ему могут создать проблемы в его работе.

Не скажу, что это частые случаи, но и не редкость, все зависит от того, какие силы и в какой пропаганде нуждаются. Поэтому, известные личности не всегда искренне высказываются по каким-то значимым вопросам, особенно касающимся политики. Их просто просят, настойчиво просят сказать то, что надо сказать широкой аудитории. Помните об этом, если вдруг ваш кумир скажет что-то такое, о политике или о чем-то еще, что расходится с вашим собственным мнением на этот счет. Не исключено, что его настоящее мнение совпадает с вашим, но он вынужден говорить то, что должен сказать, чтобы не иметь проблем. У известности свои недостатки и своя цена.

Политическая пропаганда

Отдельно хочется рассказать о политической пропаганде. Ее отличительная черта – это масштабность. Такая пропаганда всеобъемлюща, она исходит ото всюду и постоянно. У государства достаточно ресурсов и влияния на средства массовой информации, чтобы с их помощью воздействовать на массы. Но самое интересное то, что это необходимо делать, в политике без такого подхода к воздействию на людей не обойтись. Народ должен быть консолидирован в отношении важных политических вопросов, пусть даже у каждого и будет свое отличное от остальных мнение по ним. Все равно, общество должно чувствовать себя единым целым, чтобы сохранить свою жизнеспособность. Оно не может быть таким, как в известной басне про лебедя, рака и щуку, иначе такое общество распадется и погрязнет в распрях. Люди должны преследовать общие интересы, согласовав их со своими личными интересами.

Любое серьезное государство по своей задумке – это своего рода семья. Точнее, оно должно быть таким, иначе погибнет. Даже если речь идет об индивидуалистическом обществе, все равно, люди в нем должны иметь какие-то общие ценности, интересы, цели. Так что в этом смысле политическую пропаганду можно оправдать, если только она не создает в обществе деструктивный настрой к чему-либо, кому-либо, например, к отдельным его представителям, а также не направлена на создание агрессивного отношения друг к другим народам, ибо это может обернуться большими проблемами для этого общества из-за распространения в нем и/или им насилия. Но это обычно происходит во время войн, когда людей надо сплотить против общего врага. В мирное время пропаганда может способствовать гармоничному развитию общества и его миролюбивому настрою на жизнь. При условии, что у ее истоков стоят созидающие люди.

Политическая пропаганда не всегда грамотно работает. Она в основном сильна своим размахом, нежели продуманностью своих информационных сообщений. Это в каком-то смысле топорный метод влияния на людей, но довольно действенный. Представьте себе, что каждый день вы слышите одно и то же мнение от разных, в том числе и очень авторитетных людей из самых разных источников информации по поводу чего-либо, вам и по телевизору это говорят, и по радио, и в печати пишут, и на разных собраниях, на которые вы приходите, рассказывают одно и то же. Послание может быть примитивным, даже нелогичным, когда, например, какую-то группу людей обвиняют во всех бедах, хотя они не имеют к этим бедам никакого отношения. Но об этом говорят, говорят, говорят без устали. Редкий человек обладает настолько независимым умом, чтобы при таком воздействии на себя не начать думать также, как думают все. Вернее, ему будет казаться, что все так думают, потому что он всюду слышит одно и то же мнение, и он начинает думать, что этого мнения придерживаются все люди, а значит оно верное. Поэтому, воспоминая цитату известного нацистского пропагандиста, которую я привел выше, если просто много раз повторять одно и то же, то можно многих заставить в это поверить. Просто кому-то надо что-то повторить десять раз, кому-то пятьдесят, а кому-то сто пятьдесят раз, пока он в это не поверит. Очень просто, не так ли, но это дает результат.

По материалам сайта Психология человека