Сегодня я хотел бы представить Вашему вниманию статью психолога Зарубина Петра Викторовича которая, по моему мнению, очень хорошо описывает, что происходит в обществе где культивируется потребление и как с этим бороться.

Современное западное общество характеризуется высоким уровнем потребления различных товаров и услуг. Нас постоянно окружают призывы: «Покупайте! Покупайте! Покупайте!» Рекламные щиты и телеэкран очень красочно и с изобилием рассказывают про то, без чего еще мы не можем обойтись и формирует нам образ успешной личности.

СМИ (а это не только телевидение, но и Интернет, электронные издания, печатная продукция) являются рупором, который формирует общественное мнение, формирует потребности, ценности, некий социальный норматив к которому мы все дружно должны стремиться.

Модные глянцевые журналы, сделанные по западному типу, призывают молодежь жить для себя, брать от жизни все, проводить время весело и беззаботно. Мерилом личностного успеха в таких журналах являются свободные отношения и куча разных модных «побрякушек», а для взрослых дяденек и тетенек, те же самые «побрякушки» выступают в виде абсолютно бесполезных искусственно-созданных сервисов и опций их дорогих машин, телефонов, и.т.д. На продажу выставляется практически все, не только овеществленные товары, но и время, способности, женская красота.

Совсем недавно я узнал, что появилась такая услуга, как «друг на час». Уже и дружба стала предметом торга. Точнее сказать симулякр дружбы. Общество потребления – это общество искусственных ценностей, общество-подделка.

Можно много говорить о причинах и предпосылках, которые послужили, формированию такого общества. Однако ясно, что это все рукотворно. В данной статье я хочу отметить некоторые психологические особенности личности, которые формируются под влиянием такого вида общества.

В обществе потребления происходит подмена ценностей, критериев действительно человеческого в человеке, на искусственное. Человек в обществе потребления чувствует себя ценным, самодостаточным, достойным самоуважения, если обладает вполне определенным потребительским поведением, а не личными качествами. В структуру самоценности человека-потребителя попадают критерии наличия у него различных «игрушек»: автомобиля престижной марки, дорого сотового телефона, различных услуг и товаров, которые диктует мода, а не насущная необходимость. И такой человек начинает себя ценить не за свои какие-то личные достижения, а за то, что он обладает различными модными игрушками или избыточными вещами.

Например, такой человек может думать про себя, что я успешен и ценю себя, потому что у меня есть хороший дом, я могу себе позволить это и это, у меня есть хорошая работа. Причем, хорошая – не всегда та, которая нравится человеку по Душе, а та, которая считается престижной в обществе потребления, социально-нормативная. В такой формулировке нет ничего про человека, а есть только про внешние атрибуты, фантики. Я – это моя модная машина, я – это мой новый дом или телефон. В такой постановке вещи становятся расширением человека. А в некоторых случаях заменяют самого человека. У человека-потребителя исчезают внутренние критерии своей ценности.

Например, себя можно ценить за какие-то реальные достижения в работе над собственной личностью. За то, что вырастил сына или дочь, или за то, что я хорошая мать или отец, или за принятие своих родителей такими, какие они есть, за способность сделать какой-то самостоятельный выбор, если этот выбор не удавалось сделать ранее, или за более спокойное отношение к тому, что говорят окружающие обо мне. Последние три примера – это внутренние изменения и результат работы человека над собой, которые непосредственно связаны с его личностным ростом.

Как общество потребления влияет на психологическое созревание человека?

Если сказать грубо, то все потребности человека можно разделить на две категории. Первая, это те, которые обусловлены необходимостью существования и духовного, личностного роста (еда, жилье, образование, творчество, потребность в контакте с другими людьми, принятии любви и.т.д.) и вторая – паразитические потребности. Это те, которые способствуют деградации, остановке в развитии: табак, алкоголь, потребности, которые имеют свою избыточность, потребность показать «понты», «вещизм» выделяться за счет внешних атрибутов, в особенности, вещами. Например, несколько автомобилей у одного человека или более 20 пар дорогих швейцарских часов, как у бывшего губернатора одного из регионов нашей страны. Зачем ему они?

Общество, в котором поощряется избыточное потребление и «вещизм», в котором формируются искусственные потребности, не могло появиться само по себе. В основе этого лежат экономические, социальные предпосылки. И одной из таких предпосылок являются непомерные аппетиты глобальных транснациональных корпораций, политика тотального кредитования населения. Финансовые воротилы и банки раздают деньги направо и налево, на каждом углу. Даже если ты не хочешь. Нас заставляют жить в долг. А теперь давайте посмотрим, чем это грозит в психологическом смысле?

Во-первых, безудержное потребление, причем мгновенное, сиюминутное (пошел за угол, взял кредит), без всякого труда – развращает, потому что, в этом состоянии человек становится животным. Животное живет инстинктами, удовлетворяя свои потребности и только. Но, в отличие от человека, животное ограничено инстинктами, и не будет потреблять сверх меры, а человек будет, поскольку обладает разумом, у него нет границ.

Подобная ситуация очень хорошо проявляется, когда мы наблюдаем за маленькими детьми. Мир ребенка – это мир его желаний и потребностей. Ребенок до 5-летнего возраста живет исключительно своими желаниями. Он не способен ставить себе границы, его обучают этому взрослые. Он искренне считает, что весь мир крутится возле него. Он что-то захотел, запищал, и тут же подбежали взрослые и дали то, что ему потребно. Причем ребенок не приложил к этому особых усилий! Для ребенка такое положение вещей вполне естественно, и на определенном этапе развития вполне полезно, а для взрослых?

Подобную картину мы можем наблюдать в обществе потребления. Людям навязывают жить исключительно своими желаниями. Когда мы говорим о покупке при помощи кредита, то предполагается, что у человека нет собственных средств, и он занимает в долг, а это значит, что он не вложил еще своего общественно-полезного труда в «общий котел», за который получил бы деньги. Любой товар, который мы покупаем в кредит, он уже кем-то был создан, кто-то вложил в него свой труд. И если человек его получает быстро, не вложив труда, то получается, он пользуется чужим трудом просто так, это похоже на паразитизм.

Во-вторых, как я уже говорил, акцент исключительно на потреблении – это своего рода «возвращение» в детство, в детское состояние. Причем, большая часть активности человека будет направлено на удовлетворение избыточных или паразитических потребностей, которые формируются некими «авторитетами». Мы что-то делаем, проявляем в жизни активность только потому, что мы чего-то хотим, к чему-то стремимся. И в этом отношении хотеть можно гораздо большего, чем просто «набивать брюхо». Однако, чтобы человек смог сформировать и сформулировать для себя, что же он на самом деле хочет, ему необходимо быть с собой в контакте, слушать себя, научиться соизмерять свои возможности со своими желаниями. Такое умение как «жить по средствам» или соизмерение своих ресурсов, возможностей с жизненными целями и задачами – это один из признаков взрослости. Безудержное потребление, его культ, призывы к нему как раз и нивелируют это умение, что формирует у человека инфантильные черты.

И такие черты довольно часто можно наблюдать у людей в обществе потребления, особенно у молодежи. Инфантилизация населения принимает все большие и большие масштабы. В обычной жизни это проявляется как более позднее взросление, ориентация на легкую, беззаботную жизнь, неспособность к физическому труду, возрастающее число людей, впадающих в игровую и интернет-зависимость, безответственность.

В психологии есть такое понятие как ведущая деятельность. Им обозначают деятельность, с которой связано возникновение важнейших психологических новообразований у человека в процессе его развития. Другими словами, это основная форма активности человека в определенном возрасте, внутри и на основе которой, возникают главные изменения в его психологическом развитии.

Ведущая деятельность дошкольника – игра, а взрослого человека – труд. Получается интересная параллель: возрастает количество людей, впадающих в игровую и интернет-зависимость, меняется отношение к труду как таковому. У большинства из этих людей меняется ведущая деятельность на ту, которая соответствует дошкольному возрасту. Еще один переход в детство. И как следствие этих процессов – увеличивается возраст вступления в первый брак, а также процент тех, кто вообще не связал свою жизнь брачными узами. Брак – это ответственность. А ответственные поступки характерны для более зрелых личностей. Ребенку не нужен равный «Партнер», ему нужен «Родитель». «Партнер» и «Родитель» – здесь, естественно, роли. И, кстати, эта безответственность проявляется не только в сфере построения брачных отношений, но и на самых разных уровнях нашей жизни. Люди боятся брать на себя ответственность. Разве не это мы сегодня наблюдаем?

В-третьих, в обществе, ориентированном исключительно на потребление меняется отношение к труду как таковому. Особенно молодое поколение, которое вступает в жизнь, внимает этому очень сильно. Появляются новые профессии, которые находятся исключительно в сфере услуг, причем большая часть услуг либо избыточна, либо направлена на «паразитические» потребности. Нам постоянно твердят, что жизнь должна быть легкой и все должно быть доступно по нажатию одной клавиши. Можно вообще многого не делать. Все сделают за тебя. Только нажми на кнопку. Можно даже из дома не выходить – тебе привезут свежие продукты, воду, и другие товары, окажут услуги.

Я был свидетелем того, как некая торговая компания предлагала студентам и подросткам работу по анкетированию граждан. За 4 часа работы подросток получал 1000 рублей. И от подростков-школьников, которые были заняты в этом деле, слышал мнения: «А зачем вообще учиться? Можно полдня работать и вообще прилично получать». Вы только вдумайтесь, за 4 часа неквалифицированной работы, компания платит больше, чем за тоже время получит врач или учитель или какой-нибудь инженер на заводе. Согласитесь, вклад у этих работников по отношению к обществу вообще не соизмеримый.

Или какой-нибудь продавец-консультант, получает больше, чем тот же учитель.

Неспособность к систематическому труду либо ориентация на «легкий» заработок – еще один признак незрелости. Кроме этого, культивируются легкие деньги такими сомнительными паразитическими способами как продажа красоты, азартные игры и.т.д.

В-четвертых. Когда незримые авторитеты формируют наши потребности и ценности, то это также напоминает процесс, когда родители решают за ребенка что ему делать и что он будет сегодня на обед. Не все взрослые сегодня, не говоря уже о молодежи, могут себе дать ответ на вопрос, зачем они меняют сотовый телефон, автомобиль, покупая более модную и совершенную модель, при условии, что старая вполне сносно выполняет свои функции. И что, это можно назвать самостоятельным выбором, когда за тебя решают?

Но главное, чем это все заканчивается для обывателя – это зависимость и бегство. Зависимость от уже потребленных благ, зависимость от кредитного бремени. Люди теряют сон, покой, время, позитивные мысли только ради того, чтобы отдать кредиты и найти возможность, чтобы снова «обогатиться», отнеся свои сбережения банкирам, погашая долги. Такое положение вещей формирует у человека еще одну зависимость.

И, конечно же, бегство – бегство от реальной жизни. Бегство в виртуальный мир, в симулякр жизни, виртуальные игры, которые собственно заменяют жизнь, избавляя человека от этой бешеной гонки потребления современного мира.

Что же можно сделать?

Те проблемы и наблюдения, которые были описаны выше, имеют системный характер и требуют изменений на разных уровнях: духовном, социальном, политическом. Каждый из нас, несмотря на то, что он просто человек, может изменить существующее положение вещей на своем уровне, какую бы социальную нишу он не занимал. Ниже, я дам некоторые рекомендации, следуя которым можно изменить ситуацию.

Общие рекомендации

Жить по средствам

Транслировать эту идею не только себе, но и своим детям. На личном примере показывать им, что жить в долг – это, по меньшей мере, личная несостоятельность, неспособность планировать, делать выбор, пользоваться внутренней свободой.

Отказаться от кредитов

Погасить старые кредиты (если есть) и отказаться от новых. Пересмотреть свои потребности на предмет избыточных (то, без чего Вы точно сможете прожить) и паразитических.

Направляйте свободные средства на Ваше образование, здоровье, саморазвитие

Либо на образование и развитие Ваших детей.

Искоренять вещизм в Вашей семье

Лучше всего это доносить своим детям и членам семьи на собственном примере.

Ограничить просмотр телевизора не только детям, но и для всей семьи

Заменить высвободившееся время чтением книг, совместными занятиями, семейным досугом, самообразованием, спортом.

По материалам портала Научи Хорошему