Кто такие социальные инженеры?
В широком смысле — это специалисты, которые умеют манипулировать другими. Но обычно мы слышим о тех социальных инженерах, которые с помощью психологических приемов выманивают деньги или данные для доступа к чужому счету.
По статистике в большинстве случаев люди теряют свои сбережения не потому, что их счета взламывают хакеры. Владельцы банковских карт чаще всего сами сообщают мошенникам их полные реквизиты, включая номер, срок действия, трехзначный CVV/CVC-код, а также пароли и коды из СМС, которые банки присылают для подтверждения операций.
Даже самые умные и осторожные люди иногда попадаются на крючок к махинаторам. Разбираем самые распространенные психологические уловки, которые используют мошенники.
Вызвать доверие
Мошенники часто представляются теми, от кого люди не ждут подвоха: сотрудниками банков, налоговой службы, юридических контор и других официальных организаций.
Социальный инженер может прикинуться вашим приятелем или родственником, например, взломав или сделав дубликат их аккаунтов в соцсетях.
Обычно, прежде чем выйти на контакт, социальные инженеры стараются узнать о потенциальной жертве как можно больше. Они выясняют данные человека, чаще всего — с помощью фишинговых сайтов. Или покупают готовые информационные базы с персональными данными, которые утекли в сеть.
Нередко люди и сами публикуют в соцсетях номера телефонов, электронные адреса и даже выкладывают фотографии своих банковских карт.
Этой информации недостаточно, чтобы сразу украсть деньги. Но вполне хватит для того, чтобы начать разговор и усыпить бдительность. Когда махинаторы обращаются к людям по имени и отчеству, сами называют номер карты или другие конфиденциальные данные, кажется, что они действительно представляют знакомую организацию или человека.
Подделать телефонные номера, документы и сайты
Часто трудно сразу догадаться, что имеешь дело с мошенниками. Они умеют виртуозно маскироваться:
- Подменяют номер, с которого звонят или присылают сообщение. С помощью специального программного обеспечения им удается скрыть настоящий номер, а у Вас на экране во время их звонка отображается, например, знакомый телефон банка.
- Подделывают документы: с помощью фотошопа преступники создают фейковые налоговые уведомления, квитанции о штрафах, счета за квартиры и присылают их на домашний адрес, по СМС или электронной почте. Если человек оплатит такое уведомление, все деньги уйдут к мошенникам:
- Копируют сайты банков, микрофинансовых организаций, страховых компаний, популярных онлайн-магазинов, а также порталы объявлений и платежные страницы. Мошенники рассчитывают, что пользователь либо сразу переведет деньги на их счет, либо оставит конфиденциальные данные своей банковской карты.
Запугать потерей денег
Вызвать страх — уже полдела для обманщика. Испуганный человек гораздо лучше поддается внушению. Например, мошенник звонит «из службы безопасности банка» и сообщает, что по карте «прямо сейчас» проводится подозрительная операция.
Растерянному «клиенту» предлагают срочно назвать трехзначный код с обратной стороны карты, чтобы отменить транзакцию. Или перевести деньги на некий «безопасный счет».
Если человек поддастся панике и выполнит инструкции «экспертов», то, не ведая того, он сам отправит все сбережения мошенникам.
Заманить выигрышем
Мошенники активно эксплуатируют стремление людей к легкому обогащению. Они создают специальные сайты с аттракционами невиданной щедрости. Например, предлагают пройти опрос с заманчивым денежным вознаграждением или поучаствовать в «беспроигрышных» конкурсах, получить социальные выплаты или вернуть налоги.
Эти сайты махинаторы рекламируют в социальных сетях, рассылают в мессенджерах, по электронной почте и СМС. Нередко подобная реклама сопровождается фотографиями и склеенными нарезками из видео с медийными персонами, которые призывают людей участвовать в этой афере. Перейдя по ссылке на сайт конкурса или лотереи, человек видит множество восторженных отзывов от тех, кто якобы уже получил свои деньги.
Однако в реальности вместо денежных призов людей ждут лишь убытки. Организаторы схемы под разными предлогами просят их ввести данные карты, чтобы оплатить символический налог, услуги «юристов» или комиссию за участие. Основная опасность кроется не в потере незначительной суммы. После того как человек оставляет конфиденциальную информацию на фишинговой странице, мошенники получают доступ к деньгам на его счете.
Восстановить справедливость
Как правило, махинаторы ведут базы данных людей, которые уже однажды поддались на их обман и могут снова клюнуть на их уловки. Тем, кто потерял деньги на финансовых пирамидах, псевдолотереях и прочих лохотронах, мошенники предлагают «компенсации».
Цель все та же — под предлогом оплаты «услуг юриста» или «комиссии за перевод денег» человека убеждают указать полные реквизиты карты, чтобы он снова получил шанс потерять свои деньги.
Использовать громкие информационные поводы
Мошенники активизируются на фоне различных катастроф, стихийных бедствий и эпидемий. Например, во время пандемии коронавируса обманщики собирают деньги «на разработку вакцины» под видом Всемирной организации здравоохранения.
Социальные инженеры следят за новостями и настроениями и быстро адаптируются к текущей ситуации. В период самоизоляции они рассылают всем подряд СМС о «штрафе» за нарушение карантина со ссылкой на несуществующие законы.
От имени авиакомпаний предлагают «компенсации» за отмененные рейсы в обмен на секретные данные банковской карты.
Самые отчаянные наряжаются в защитные костюмы и идут по квартирам. Они сообщают людям о том, что у их соседей «положительный анализ на коронавирус». Поэтому им тоже стоит пройти тест — за умеренную плату. Результатов мазка можно ждать бесконечно долго, мошенников интересует только оплата их визита.
Не дать время на размышления
Мошенники специально торопят и давят, чтобы лишить человека возможности принять взвешенное решение в спокойной обстановке. Они требуют немедленно перевести деньги, срочно оплатить какую-либо услугу, «как можно скорее» назвать секретный номер, пароль или код.
Если Вы чувствуете явный прессинг, когда пытаетесь принять какое-либо финансовое решение, это верный признак, что Вы имеете дело с махинаторами. При малейших подозрениях кладите трубку и сами звоните в банк по телефону горячей линии — он есть на сайте организации и на оборотной стороне банковской карты.
Как обезопасить себя от социальных инженеров?
Аферисты постоянно придумывают новые схемы обмана. Единственный способ избежать денежных потерь при встрече с мошенниками — критически воспринимать любые предложения, перепроверять информацию и никогда не торопиться при принятии финансовых решений.
Следуйте базовым правилам финансовой безопасности:
- Никому ни при каких обстоятельствах не сообщайте полные реквизиты банковской карты, включая трехзначный код с обратной стороны; а также ПИН-коды и пароли из СМС от банка.
- Не переходите по сомнительным ссылкам из сообщений и не переводите незнакомцам деньги по первому требованию.
- Не храните много денег на карте, которой расплачиваетесь в интернете: кладите только ту сумму, которую собираетесь потратить в данный момент. В этом случае, даже если мошенники попытаются украсть деньги, им не удастся вывести слишком много.
- Получив внезапный звонок из какой-либо финансовой организации со срочным вопросом или предложением, положите трубку и позвоните туда сами, найдя номер на ее официальном сайте. Набирайте этот номер вручную. Если с вами связались из компании, клиентом которой Вы не являетесь, сначала проверьте ее по справочнику финансовых организаций.
- Не соглашайтесь сходу ни на какие «заманчивые предложения» — будь то «выгодный кредит» или внезапная компенсация. Дайте себе время на размышление, посоветуйтесь со знакомыми, пробейте в интернете информацию о компании и «уникальной акции», которую она Вам рекламирует.
- Не публикуйте в открытом доступе свои персональные данные: номер телефона, домашний адрес, данные паспорта. Мошенники охотно задействуют эту информацию в своих аферах.
По материалам портала Финансовая культура