Каждый второй россиянин хоть раз становился жертвой кибермошенников при совершении онлайн-покупок, при этом большинство из них знают о базовых правилах цифровой безопасности, показало исследование маркетплейса Ozon.
В результате махинаций злоумышленников каждый третий респондент терял более 5 тысяч рублей, а 3% опрошенных — свыше 50 тысяч рублей. 

Легкий заработок в интернете, чрезмерно заниженные цены на товары и привлекательные предложения с непонятных адресов в почте — почти всегда за этим стоят мошенники. Зачастую злоумышленникив в онлайне используют те же приемы, что и в обычной жизни: играют на жадности, желании сэкономить и страхе. В целом, около 66% опрошенных россиян становились жертвой мошенников именно при совершении онлайн-покупок, причем 44% из них один раз, а 4% — более пяти раз.

Уловки мошенников могут выглядеть максимально правдоподобно, и порой даже продвинутым пользователям сложно сходу определить обман. 20% опрошенных признались, что попадали на “удочку” из-за невнимательности или наивности. В попытке получить “бесплатный” подарок теряли деньги 9% россиян, а в погоне за скидкой — 8%. В результате каждый третий терял более 5 тысяч рублей, а 3% опрошенных — свыше 50 тысяч рублей. Чаще всего россияне встречали кибермошенников в социальных сетях (35%), в онлайн-магазинах при совершении покупок (28,5%), на сервисах объявлений (19%) и в мессенджерах (13%).

Самой распространенной схемой обмана оказалась ситуация с исчезающим продавцом, когда пользователь переводил деньги за товар по незнакомой ссылке, а продавец вдруг переставал выходить на связь, — в эту ловушку мошенников попадал каждый третий россиянин. На втором месте — телефонное мошенничество, когда злоумышленник представляется сотрудником службы поддержки или безопасности и просит передать персональные данные. В результате такого обмана 21% опрошенных сообщали банковские данные или самостоятельно переводили деньги мошенникам.